Ученье — свет. По жизни

Безграмотностью в XXI-веке считается не неумение читать и писать, а неумение учиться и переучиваться.
— Элвин Тоффлер, футуролог

В нашем быстро меняющемся мире, чтобы добиться успеха требуются совсем другие знания, чем те, которые дают в средней школе и ВУЗе. Вопрос даже не в том, что большинство дисциплин, которые сегодня изучают в школах и институтах, нам редко потребуются в реальной жизни. Чтобы навыки, которые мы получаем на протяжении всей нашей учебы, соответствовали требованиям отраслей, в которых мы хотим работать, нужно быть готовыми учиться на протяжении всей жизни.

Сформулировал нескоько постулатов для своих детей про учёбу и жизнь. Может кому-то ещё пригодится.

1. Готовьтесь учиться всю жизнь.

Наличие образования по-прежнему останется очень важным фактором будущего специалиста. Но еще более важным станет способность учиться постоянно — это вообще очень важное качестве для современных лидеров. Обучение длиною в жизнь — вот парадигма сегодняшнего образования.

Сегодня не нужно зубрить школьную программу, чтобы стать хорошим специалистом. Освоить программу-минимум, сразу применять ее на практике, в дальнейшем шлифуя и оттачивая свои знания по «возникающим потребностям» — необходимые условия будущего успеха в жизни.

Останавливаться в обучении просто нельзя. Те знания, которые были важными 20 лет назад, сейчас могут ничего не стоить. Способность расширять горизонты своего образования сильно пригодится на разных этапах профессиональной, карьерной и возрастной зрелости.

В том же маркетинге ты должен постоянно держать руку на пульсе, постоянно осваивая новые инструменты и каналы продвижения. И тогда ты будешь отличным спецом и в 25, и в 30, и в 50. А если остановишься в обучении — читай, в развитии, все ты — профессиональный труп. На твое место придут молодые и борзые, которые не ленятся разбираться в тонкой настройке различных digital инструментов.

2. Долой профессиональный эйджизм!

Поколение Z-тов доживет до 100 лет. Поэтому сценарий «одна жизнь-одно образование-одна работа» для них не будет работать в привычном для их родителей смысле. Как бы не протестовали ура-патриоты против увеличения пенсионного возраста, но скоро станет совсем глупым отправлять работника на пенсию и в 60, и в 65 лет — срок дожития больше 10 лет делает любую государственную пенсионную систему несовершенной.

Уже в текущем поколении период активной экономической деятельности значительно превысит 35 лет. Через 15-20 лет работник и в 80 лет будет абсолютно привычной картиной. Это кстати, косвенно решит вопрос продления жизни.

Например, на Кавказе старейшины — уважаемые люди. К ним за решением сложных вопросов регулярно обращается молодежь. Именно такая востребованность делает их жизнь счастливее и дольше, а не волшебный горный воздух или специальные натурпродукты. Человек несчастен, когда ему нечего делать.

3. Не ведитесь на прогнозы, что искусственный интеллект отнимет ваши рабочие места.

Как минимум в России, в ближайшие 50 лет, это вам не грозит. Да, какие-то отрасли ИИ преобразует, но парадигма человекоцентричности не исчезнет. Относитесь к технологиям так, чтобы они позволяли смотреть на вещи человеческими глазами так, как мы не могли бы смотреть без них. Технологии помогают таланту. Без таланта технология — пустышка, её значимость — как стеклянные бусы для аборигена.

Цените и взращивайте свои таланты (неважно какие). Чем раньше вы это поймете, тем проще будет жить. Глеб Архангельский научился быть мега-эффективным освоив тайм-менеджмент. Но деньги заработал, когда стал обучать основам тайм-менеджмента других. Я, например, могу из говна сделать как конфету, так и боеголовку. Но особо ценно, что я могу создать структуру, которая будет это делать системно и эффективно.

4. К будущей профессии нужно относиться не только с точки зрения, какая у тебя будет зарплата.

Если вы выбираете кем быть и где работать, не рассматривайте свою профессию только с точки зрения размера будущей зарплаты. Смотрите на то, чему вы в ней сможете научиться. Расширяя свои профессиональные навыки вы получите гораздо большее вознаграждение, чем просто зарплата. Естественно, как только научитесь применять полученные знания для развития своей компании

Не придавайте слишком большого значения зарплате. Я не хочу работать за зарплату ни в 50 тыс., ни в 100 тыс., ни в 200 тыс. Я хочу, чтобы с помощью моих навыков, компания сделала качественный рывок на рынке, а я получил бы больше удовлетворения от растущих бонусов и премий.

5. Будьте любознательными.

Современные знания — это не вопрос корочки или красивого диплома на стенке. Умение непрерывно и разносторонне развивать себя, нынче гораздо более ценнее, чем узкая специализация.

Получаемые навыки, позволяющие до бесконечности расширять свой круг профессионального применения, наработка новых контактов и создание нового социального капитала — это открытие все более новых возможностей для вашего профессионального и карьерного развития.

Термин «Т-образная личность», введенный в начале 90-х прошлого века Дэвидом Гэстом, в которой речь идет о важности наличия у сотрудника не только специфических знаний и какой-то экспертизы в определенной сфере, но и знаний в кросс-функциональных областях, нынче не в моде.

Сейчас T-образная личность превратилась в Comb-shape личность. Чем быстрее растет общество, тем больше требуется вертикалей (компетенций) у специалистов. Теперь людей разбирающихся в разных отраслях никто не рискнет назвать «блинными людьми«. Этот термин умер с окончанием ХХ-го века.

Концепцию можно описать так:

Горизонтальная полоса (Breadth of Knowledge / General Skills) — способность взаимодействовать с экспертами в других областях и применять их знания в областях, отличных от собственных.
Вертикальная полоса (I-Shaped / Expert in one thing) — это глубокая компетенция в определенной области.

T-образная личность превратилась в Comb-shape личность

Не бойтесь прокачивать свои компетенции путем добавления смежных (широких) навыков. Главное — накапливать компетенции так, чтобы они поддерживали друг друга.

Результат образования сегодня — не объем усвоенного материала, а развиие когнитивных способностей: мультизадачность, умение работать с информацией, анализировать большие объемы данных, критическое мышление, решение проблем, творческий подход к решению нестандартных ситуаций и способность креативно справляться со всё более растущими вызовами цивилизации.

И, конечно, практика и возможность учиться на реальных проектах.

Хотелось бы прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *