Почему я перестал верить в перспективы каршеринга

Я думаю, что у модели каршеринга в России нет будущего. И убъют её [и достаточно быстро] её же непутевые клиенты.

За неделю на дороге меня дважды (!) подрезали каршеринговые машины, с водителями которых обсуждать их поведение на дороге было бы просто глупо. Ну, есть такие водилы, если вы понимаете о чем я…

Какое будущее у каршеринга [могло бы быть]

Мэр Москвы Сергей Собянин гордо сообщает в своем Twitter, что по числу каршеринговых машин Москва обошла все европейские города. Со слов Собянина ежедневно в Москве каршеринговыми машинами пользуются около 25000 раз, а парк 14 каршеринговых компаний, работающих в столице, составляет около 9000 автомобилей. Мэр настроен позитивно и предполагает, что к концу года количество автомобилей краткосрочной аренды достигнет 10-15 тысяч авто.

В Петербурге каршеринг развивается также активно. По данным портала Каршеринг-инфо в Северной столице работает 8 каршеринговых компаний. Можно сказать, что совокупный парк авто каршеринга в 2-х столицах к концу 2019-года будет составлять около 20 тысяч машин.

И, казалось бы, перспективы у этой модели общественного владения автомобилем отличные, но я все больше перестаю верить в то, что каршеринг принесет пользу крупным городам.

Почему каршеринг умрёт

Причин, по которым каршеринг в РФ отомрет, несколько. Но самая реальная — это рост ДТП на дорогах городов из-за неадекватных клиентов.

Для клиентов каршеринга ситуация при ДТП просто великолепная! В случае попадания в ДТП, ответственность клиента каршеринга — «нулевая». А когда наш соотечественник ни за что не ответственен, на дорогах начинается вакханалия. Разбил арендную машину, пошел и взял другую. Продолжаешь создавать проблемы на дорогах…

Расширение парка за счет люксовых каршеринговых машин не добавит спокойствия. Бескультурные водители есть, что в Ладах, что в Мерседесах. И даже не знаешь, в каких сегментах их больше. Так, например, 18 декабря на набережной Адмирала Лазарева водитель разбил голубой каршенговый автомобиль Porsche Macan об ограждение и… сбежал с места происшествия. Вот если бы еще вместе с люксовым авто, в аренду выдавали бы luxury-мозги…

Поэтому, с учетом перспектив расширения каршерингового парка — люксового или масс-маркет, ситуация на дорогах может стать катастрофической. Что же делать?

Например, в США, после роста числа аварий с машинами-автопилотами Тесла, государство всерьез взялось за регулирование отрасли. Наши власти тоже собираются законодательно регулировать рынок каршеринга, ужесточая правила. Меры своевременные, потому что статистика ДТП в крупных российских городах все больше напоминает боевые сводки.

Убийственные цифры

Смотрим на неутешительные цифры ДТП. У меня есть данные ГИБДД за первые 4 месяца 2019 года. Беру для анализа статистику аварий только по двум городам присутствия каршеринга – Москве и Санкт-Петербургу.

Так вот, по информации госавтоинспекции, за 4 месяца 2019-го года в Москве произошло 638 аварий, а в Питере – 423 аварии. В обоих городах 40 человек погибли и 1263 человек получили ранения. МВД сообщает, что по вине пользователей каршеринга произошло 104 ДТП. В общей сложности в них погибли четыре человека и получили ранения 135 человек.

Итак, из 1061 ДТП 104 происшествия произошли с участием каршеринга. Это почти 10%, что по сути очень много.

Чего ждать

Вариантов, по которым будет развиваться каршеринг, всего 3:

  1. Ждать, пока изменится культура поведения на дороге.
    В это, если честно, я не очень верю. Ни в какой перспективе.
  2. Предельно ужесточать условия доступа пользователей к каршеринговым машинам.
    Не просто проверять наличие прав, но и проводить сложные тестирования на выявление скрытой агрессии за рулем, в частности, и вменяемости, вообще.
    Вариант поднятия стоимости пользования услугами каршеринга не будет работать. «Невменосов» рост стоимости услуг не остановит. Если раньше нужно было опасаться на дорогах только таксистов, то теперь основную опасность представляют каршероводы.
  3. Максимально ужесточить государственное регулирование отрасли
    Читай, принять такие заградительные меры, что сегмент-то может быть и останется, но пользоваться им будет практически нереально.

Самые реалистичные из этих прогнозов приведут к серьезным ограничениям развития каршеринга. И, может быть, это и правильно.

Вместо заключения

Предчувствую поток желчи от поклонников каршеринга (сам был таким 2 года назад). Вынужден беспристрастно отметить, что реально каршеринг не решает транспортных проблем в мегаполисах.

И абсолютно точно не разгружает наши дворы. Каршеринговые автомобили приезжают в мой двор регулярно на ночь, что способствует решению проблем с дефицитом парковочных мест.

А если почитать рассказы очевидцев езды каршероводов, то становится совсем грустно. Водители каршеринга устраивают гонки на выживание, игнорируют правила разметки и не брезгуют обочинами. И если раньше нужно было опасаться на дорогах только таксистов, то теперь основную опасность представляют водители-каршероводы. В отечественном каршеринге очень наглядно виден сильнейший русский принцип «не своё-не жалко».

Так что, пусть уж лучше развивается городской общественный транспорт. Там тоже есть много точек для роста.

Хотелось бы прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *