Пьяный водитель из Бразилии может загубить ваш проект

Сегодня несколько слов об «эффекте бабочки». Вообще, этот красивый термин взят из теории хаоса. Чаще всего «эффект бабочки» проявляется в сложных системах, где одни и те же действия, начатые в одинаковых условиях, могут привести к абсолютно разным результатам.

Помните сюжет фильма «Эффект бабочки» с Эштоном Катчером в главной роли? Фильм хоть и старый, но со смыслом. И к тому же, имеет высокий рейтинг. Спойлерить не буду, но рассказать о чем смысл придется. Главный герой, пользуясь возможностью, менял в будущем события, чем правил свое будущее. Такие дела.

Как бы ни казалось странно, «эффект бабочки» сегодня достаточно популярен в… управлении проектами. Именно его относят к одной из возможных причин провалов.

И хотя на слух это что-то такое эфемерное и непонятное, вероятность того, что ваш проект может стать жертвой «эффекта бабочки», достаточно высока.

Появление этого термина связывают с именем американского математика и метеоролога Эдварда Лоуренса. При прогнозировании погоды он вносил данные в числовую компьютерную модель, в результате чего получал прогноз погоды.

Как-то в 1961 году, при повторном предсказании, он вместо ввода полной записи 0,506127, использовал сокращенное число 0,506 и в результате получил полностью другой погодный сценарий, который (ну, это же обычное дело для метеорологов) стал неудачным.

Говорят, именно тогда он и произнес свою коронную фразу про взмах крыльев бабочки. По правде говоря, в той его фразе не было ни слова о бабочках. Буквально он произнес: «…один взмах крыльев чайки могло бы изменить течение погоды навсегда». Но именно Лоуренса стали считать популяризатором этого термина, поскольку в своих более поздних статьях и выступлениях он использовал именно такую формулировку.

Хотя, если честно, сам Лоуренс позаимствовал этот термин из рассказа американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери «И грянул гром» (1952). В нем герой Бредбери, попав в прошлое, раздавил бабочку, тем самым повлияв на судьбу американского народа: избиратели проголосовали на выборах президента за ярого фашиста.

В чем же суть эффекта бабочки и почему он проявляется именно при управлении проектами

А все очень просто. Талантливые проектные менеджеры знают, что чем глобальнее проект, тем внимательнее нужно оценивать все малозначимые события вокруг него. Даже те, которые неявно его окружают.

Такие несущественные, на первый взгляд, ситуации, как например, какой галстук был надет на директоре компании-подрядчика на переговорах или на какой машине подъехал к трапу самолета встречающий, могут, в конечном итоге, повлиять на ваш проект отрицательно.

Даже маленькое сообщение в электронной почте, на которое обычно вы бы не обратили внимание, может привести к катастрофическим результатам.

Но есть и хорошая новость. Если вы знаете и понимаете как бороться с другими причинами провалов проекта – всего таких причин 6, – вы сможете справиться и довести проект до успешного завершения.

Перечисляю 6 основных причин провала проекта:

  1. Неадекватная информация
  2. Внешние обстоятельства
  3. Неясно или нечетко сформулированные цели и требования
  4. Непроверенные технологии
  5. Неадекватные ресурсы (финансы, люди, оборудование)
  6. Коммуникационные и управленческие ошибки

По каждой из них можно написать отдельный материал (что я когда-нибудь сделаю). Но почему же сегодня я начал именно с эффекта бабочки?

Самое плохое, в «эффекте бабочки» это то, что даже самый искушенный менеджмент вряд ли сможет что-либо сделать для спасения ситуации. Взмах крыльев бабочки в одном месте может привести к появлению торнадо в другом…

Если помните, выше я писал о том, что эффект бабочки связан с масштабом проекта. Считается, чем он больше, тем он более уязвим.

Это так! Масштаб проекта и его безопасность взаимосвязаны.

Это вовсе не значит, что малый проект всегда можно успешнее реализовать. Больше того, в случае с малым проектом почти каждая мелочь может стать критической. При этом последствия неудачи будут значительнее, чем в крупном проекте.

И, смотрите, как случай с пьяным водитель грузовика, сбившем в далекой Бразилии человека на дороге может отрицательно повлиять на ваш проект.

Побигший был поставщиком арабики, которая входит в состав вашего кофейного бленда. Из-за дефицита кофе, продавец не смог выполнить контракт. Отсутствие кофе в ближайших кофейнях сделала невозможным выполнить утренний ритуал руководителю, принимающему ваш проект.

Ну, а дальше сами можете продолжить. У того прямо с утра испортилось настроение, поэтому проект, который вы должны были сегодня сдавать, так и не был принят…

 

СохранитьСохранить

Хотелось бы прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *