Журналистика жила, жива, но будет ли жить…

В информационном обществе средства массовой коммуникации, важной частью которых выступают СМИ, а через них и журналисты, играют все более важную роль, существенно влияя на процессы развития общества.

 

Свое первое периодическое СМИ я выпустил во втором классе начальной школы. Вместе с 8-летним другом (корреспондент Перцов) ваш покорный слуга (корреспондент Перчёный) выпускал школьный журнал «Перец». Двухполосный разворот из тетрадки в клеточку с карикатурами и материалами на злобу классных будней пережил более 30 (!) еженедельных выпусков, сделанных по правилам «настоящей» издательской кухни.

Меня этот проект научил двум важным урокам: 1) СМИ могут влиять на ситуацию и 2) журналистика — опасная профессия.

Второй урок был усвоен после того, когда герой виршей:

Провожаем драчуна, 
До свиданья драка.
Кто применит каратэ,
Будет забияка.

навешал таких знатных люлей корреспонденту Перцову, что дело дошло до директора школы.

Позже, классе в 5-6, я повторил этот эксперимент уже в другой школе. «Перец» №2 пережил около 10 выпусков и ничем примечательным не запомнился.

Следующий знаковый проект мне попался на последних курсах института.

Крупное городское автотранспортное предприятие решило выпускать газету для пассажиров. А поскольку эту идею я им и продал, то и 14 выпусков восьмиполосной «Антилопы ГНУ», красиво отпечатанных на 2х цветном ризографе, я самолично и выпустил. Сам готовил материалы, сам верстал, сам редактировал и пр. и пр. Единолично.

Что нужно пассажиру городского автобуса, чтобы скоротать поездку? Задолго до «Тещиного языка» и «Кроссворды-Сканворды» я радовал подобным форматом пассажиров небольшого областного центра.

На официальные сообщения Пассажирского автотранспортного предприятия мною отводилось не более полосы. И это очень скоро перестало устраивать заказчика. С №15 журнал выпускался уже отдельной редакцией из 3-х (!) человек и на 90% состоял из нудных текстов о целях и задачах по улучшению обслуживания пассажиров в городе. Пережив несколько подобных выпусков, он благополучно почил в бозе.

При мне газетка, кстати, не была бесплатной. Не помню уж сколько копеек она стоила, но сам факт того, что за твое творение люди готовы платить, меня очень радовал. Я даже смог продать пару полос под стороннюю рекламу. Эти «сделки» были проведены в обход заказчика, что, возможно, также повлияло на продолжение моей работы над проектом.

Но уроки: 3) кто владелец СМИ, того и правила и 4) реклама — двигатель СМИ, я усвоил на всю жизнь.

А затем, практически в каждом месте, где мне довелось работать, я приложил руку ко всем корпоративным изданиям. А заодно окончательно убедился в том, что СМИ могут менять мнение огромных масс в нужную сторону.

Уже будучи взрослым я продолжал писать в разные журналы и газеты. В «Аргументах и Фактах», «Бизнес-Ревю» и других печатных изданиях не часто, но выходили мои материалы. И за некоторые даже получал какие-то деньги. Но я уже отчетливо понимал, что монетизация журналистики в XXI веке кардинально отличается от правил века ХХ-го.

Профессиональным журналистом я так и не стал.

Наверное, для этого нужно было закончить факультет журналистики. Тогда бы меня возможно и взяли в какую-нибудь серьезную редакцию, скажем, в «Коммерсанте» или «Ведомостях». А на меньшее я не готов был согласиться. 🙂

Если учесть, что с учетом проектов, где я выступал консультантом, количество СМИ, выпущенных мною, превысило два десятка, я с трепетом наблюдаю за трансформациями современных медиа.

Вчера я был на лекции Дмитрия Губина «Конвергентная журналистика» и во многом согласен со спикером. Жаль, что таких семинаров не было в мои 20 лет…

Современная журналистика переживает не самые легкие времена. Я по-прежнему считаю, что хороших журналистов, пишущих на русском, XXI веку не хватает.

К журналистике сейчас  предъявляются иные требования. Новое поколение с лапидарным мышлением привыкло получать иную информацию. Для них релевантными становятся материалы от Meduza или какого-нибудь видеоканала на YouTube, чем от традиционных печатных газет и журналов.

Подготовить материал, интересный для них, сегодня нужны иные знания, и иные навыки, и, я бы сказал, другой талант. И, — совершенно точно, — другие компетенции. Обучить молодых журналистов как пользоваться новыми форматами медиа у старой гвардии компетенций пока не хватает.

Ну, посмотрите, кто преподает на курсах журналистики? Вчерашние дикторы радио или вышедшие в отставку редактора полузабытых журналов ХХ века? Именно они и скулят, что журналистика умирает. И именно потому, что они до сих пор учат молодежь тому, что умеют/умели сами в ХХ-ом веке, и умирают традиционные СМИ.

Журналистика жила, жива и будет жить. Если только мы научимся доносить до современных потребителей востребуемую ими информацию (задача которой по-прежнему структировать хаос и преподносить материал в нынешней парадигме) в понятной и интересной форме по тем каналам, где они ее готовы получать.

Интересная [хотя и непростая] задача! Я бы поучаствовал.

PS: Курс Дмитрия Губина по конвергентной журналистике обещает продолжиться.

 

Еще похожие материалы

Как инновационные модели ценообразования могут изм... За вход в популярный в Барселоне комедийный театр Teatreneu с вас не возьмут деньги. Больше того, вам пообещают, что если шоу не будет смешным – с ва...
Число 13 — ключ к владычеству... Древняя наука о числах опровергает дурное воздействие "чертовой дюжины" на события, связанные с ней Наоборот, в те далекие времена, когда еще не ...
Стресс vs Зона комфорта Недавно мне попались данные опроса, проведенного одним производителем курсов иностранных языков. Результат меня, откровенно, удивил. Обратите внимани...

Хотелось бы прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *