Недавно, обсуждая бессмертное творение Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», один уважаемый коллега про между прочим рассказал, что бытует другое прочтение этого произведения. Мол это — самая, что ни на есть, революционная книга автора. Разбирался с этим вопросом.
Любимый классик
«Собачье сердце» Булгакова я всю жизнь считал образцовым «контрреволюционным» произведением. Крылатыми фразами «да, я не люблю пролетариат», «ну, все, пропал дом», «разруха в головах, а не в сортирах» и «подавать советы космического масштаба и космической глупости», отражал свое отношение к последним дням агонизирующего СССР не только я.
За это отдельное спасибо нужно сказать Владимиру Бортко, великолепно экранизировавшему повесть Михаила Афанасьевича в далеком 1988 году.
При этом, несмотря на свою откровенную контрреволюционность, произведения Булгакова любил И.В. Сталин, который покровительствовал самому «не советскому» писателю. И даже защищал не лояльного к Советской власти автора от яростных нападок «просоветских» критиков, после с успехом поставленных при Сталине «Дней Турбиных».
Любовь Сталина
Пьесу «Дни Турбиных» тов. Сталин с удовольствием смотрел много раз
Сохранив жизнь Булгакову, Иосиф Виссарионович получил самое антисоветское произведение всех времен и народов — повесть «Собачье сердце», в которой через сатиру Михаил Афанасьевич обвиняет русскую интеллигенцию в том, что именно она несёт ответственность за всё происходящее в Советской России.
Без таких интеллигентов, как Преображенский и Борменталь не могли появиться Шариковы. А те, в свою очередь, не смогли бы найти своих Швондеров. Сами-то Шариковы до мировой революции бы не додумались.
В книге каждый персонаж хорошо узнаваем, так как списан с реальной жизни, которую Михаил Афанасьевич, прекрасно знакомый с «движущими силами революции», изобразил во всей красе.
Однако, в фильме Бортко образ дореволюционного интеллигента Преображенского, вызывает симпатию и подан как образец для подражания во всём. Начиная с хороших манер и заканчивая жизненной мудростью и благородством.
«Собачье сердце» — революционный проект переустройства России
Думая над словами коллеги, я накопал, что повесть была экранизирована 2 раза. Есть еще один фильм «Собачье сердце» поставленный тринадцатью годами ранее режиссером Альбертом Латтуада в 1975 г. с Максом фон Сюдовым в главной роли.
Снятый в глухое советское время фильм Латтуада показывает профессора Преображенского в другом виде. У него профессор — злой гений, грезящий евгеникой — улучшением человеческой породы.
В «Собачьем сердце» Латтуада книгу переписку Энгельса с Каутским в огне сжигает сам Преображенский (у Бортко он велит это сделать Зине). Это прямая отсылка к нацистам, которые также, как Преображенский, сжигали неугодные книги.
У Латтуада Бобиков (режиссер дал псу интернациональное имя) вызывает симпатию. Он такой, потому что живет среди недобитой буржуазии, и перенимает её гнилые предрассудки. И все герои, включая Зину, Дарью Петровну и самого зрителя, Бобикову откровенно симпатизируют.
Пролетарии у Латтуада — это такие развесёлые и добрые ребята без особых комплексов. Сцена ругани профессора на то, что «опять этажом выше жилтоварищи песни поют» напоминает ворчание старого импотента на распустившуюся молодёжь.
Другая версия
В общем, предоставляю вам возможность самим составить свое мнение о версии «Собачьего сердца» Альберто Латтуада. Наслаждайтесь!
В эпилоге Бобик, лёжа у камина, признаёт профессора гением, но размышляет в том духе, что «ещё ничего не закончено, мы ещё посмотрим, кто кого.