Рынок общественного питания в России за первые два месяца 2018 года упал на 18%.
Такие данные Центр технологий общественного питания получил по результатам опроса более чем 1800 предприятий из более чем 80 городов (опрос проводился по результатам 2-х месяцев 2018 г.).
В первую очередь, это говорит о том, что покупательская способность населения, особенно в небольших городах стремительно падает. Люди стали экономить не только на одежде, но также на еде, отдыхе и развлечениях. Если помните, я уже писал о том, что в прошлом году наши сограждане отказывались экономить на посещение кафе и ресторанов. Доля расходов в этом сегменте не падала.
Реальность берет свое
После Нового года все больше людей все больше россиян переносили расходы на питание в общепите обратно в семейный бюджет и вспомнили о том, что дешевле питаться дома. По данным исследовательской компании Nielsen, более половины россиян (51−56%) сократили свои расходы на питание вне дома.
В условиях снижения интереса населения к услугам предприятий общественного питания (в январе 2018 года 15% опрошенных компанией Маркет Аналитика заявляли о том, что стали экономить на услугах кафе и ресторанов) и высокой степени насыщенности рынка следует ожидать обострения и без того жесткой конкуренции на рынке.
Что общепиту смерть, то ритейлу хорошо
Первым активно отреагировал на смену предпочтений ритейл. Ритейлеры активно увеличивали предложение продуктов для приготовления еды дома. В первую очередь увеличивая количество товарных позиций.
Например, в области средств для приготовления популярного у россиян блюда пасты, количество товарных позиций самой пасты на полке выросло с 65 в 2016 году до 72 в 2017 (+10,7%), специй — с 78 до 86 (+10,2%), соусов — с 88 до 100 (+13,6%), а растительного масла почти на 15% — с 34 до 39 товарных позиций.
Наряду с пастой рост продаж также отмечался в категории гречки (+25,8%) и риса (+2,5%). Это тоже популярные товарные позиции, использующиеся в домашней кухне.
Кроме этого, ритейл значительно увеличил количество предложений уже готовых блюд, начиная с блюд в упаковке на полке, так и полуфабрикатов собственных кулинарных цехов. Сегмент готовой еды вообще стабильно растет последние годы. Поэтому, ритейлеры уже несколько лет уделяют ему повышенное внимание. В редких случаях крупные супермакеты не имеют собственного производства.
На фоне роста предложения заметна и тенденция к сокращению цены за одну единицу товара в пасте (с 3,4% в 2016 году до 2,3% в 2017), соусах (с +6,7% до -0,6%), растительных маслах (+6,5% до -11,5%) и специях (с +6,6% до 2,6%).
Одно можно сказать с полной уверенностью. В 2018 году общепит ждут тяжелые времена. Оборот общественного питания — ключевой индикатор рынка, впервые за шесть лет показал отрицательный прирост в размере 5,5%.
Такое резкое снижение потребительской активности было обусловлено несколькими факторами, а именно падением доходов населения, действием продовольственного эмбарго и обвалом национальной валюты. Увеличение ставки ЦБ привело к удвоению стоимости кредитов — с 12 до 25%, что повлияло на себестоимость производимых в России продуктов.
Снижение числа посетителей и повышение затрат создали крайне тяжелые условия для развития предприятий общепита. По данным РБК в числе наиболее пострадавших сегментов российского рынка общественного питания оказались рестораны среднего ценового сегмента, которые по итогам прошедшего 2017 года показали падение на уровне 12,4%.
По результатам 2017 года рынок общепита в Москве сократился на 15%. В Санкт-Петербурге ожидается сокращение до 25%. Самым пострадавшим сегментом станут рестораны формата casual dining.
Все эти негативные факторы оказывают очень существенное влияние на структуру российского общепита, формируя несколько основных трендов
Первый тренд на рынке общепита — демократизация рынка общественного питания РФ. Переход на более экономичный формат заведений с доступной и понятной ценовой концепцией стал очень востребованным.
Больше всего этот тренд заметен в сегменте быстрого питания. Современный темп жизни «диктует» свои правила питания: быстро, дешево, вкусно.Благодаря перетоку посетителей из других форматов, формат фастфуда сумел показать положительную динамику развития. Рост оборота в сегменте фастфуда составил 5,2%. Во всех остальных сегментах общественного питания демонстрировали отрицательную динамику развития.
Потребители перешли на экономичную модель потребления. Но для общепита их требования к качеству продукта и сервиса только возрастает.
Такие изменения и поведении посетителей в условиях стремительного роста себестоимости создает для бизнеса крайне сложные условия для развития.
Следующий тренд на рынке общепита, заложенный в эти непростые времена — рост сетевых заведений общепита.
Всероссийский опрос более 500 сетевых проектов (включающий рестораны, кафе, бары, fast-food, кофейни, уличные киоски (street food) и суши магазины) показал, что по итогам 2017 года количество сетевых заведений, открытых в России, выросло на 3,3%. Прирост сетевых ресторанов был на уровне соответственно 13,4% и 11,1%. Число закрытий несетевых заведений превысило число открытий.
Теперь хорошие новости
Несмотря на кризис, российский рынок общественного питания является довольно перспективным. В России он по-прежнему ненасыщен, по сравнению с такими крупными рынками как США и Канада. Доля затрат на питание «на улице» в РФ не превышает 11%, тогда как в США и Канаде эти показатели составляют 47% и 39% соответственно. По прогнозам аналитиков, объем российского рынка в ближайшие 50 лет должен приблизиться к аналогичным показателям. Это означает что рынок ждет рост более чем на 200%.
Поэтому, если формат вашего предприятия направлен в сторону более демократичного меню, более доступного и «понятного» людям предложения, даже в кризис у вас все шансы активно развиваться. А если пригласите меня заниматься вашим маркетингом — так и добиться успеха!