Несколько лет назад я участвовал в конкурсе на позицию СМО в одном банке из 3-ей сотни банковского рейтинга. Хотите знать, причем здесь инновации и чем закончилась история?
Название банка вам ни о чем не скажет, поэтому [корректно] опущу его, тем более, ниже я буду высказываться в его адрес.
Несмотря на то, что по компетенциям я намного обогнал всех кандидатов (об этом мне рассказал сам владелец), позицию я так и не получил. У меня не было опыта работы именно в банке, поэтому место отдали кандидату с опытом работы в каком-то еще более задрипанном некрупном банке.
Прошло более 6 лет. Мой коллега, видимо, не сильно напрягался, потому что банк так и остался в жопе таким же малоизвестным банком.
Такие простые банковские инновации
Слышали что-нибудь про про Starling Bank? Про английскую реинкарнацию Tinkoff bank до некоторых пор слышали только в Соединенном Королевстве, пока совсем недавно они не сделали простую, но очень эффектную инновацию.
В Starling Bank задумались над простым вопросом: почему дизайн банковской карты ориентирован исключительно горизонтально, хотя при операциях с платежным терминалом мы поворачиваем ее вертикально?
И банк предложил инновационный подход к дизайну банковских карт. Он сделал ребрендинг карты, выполнив ее в нестандартном вертикальном дизайне. Технически не переместимые элементы – микрочип и магнитная полоска, остались на своих местах. Логотип платежной системы переместился вниз, а персональные данные владельца перенесены на реверс карты.
Пользоваться картой стало значительно проще. По мнению Александры Фрейн, главы отдела корпоративной культуры Starling Bank: «Тенденция к обновлению банковских карт поможет повысить конкурентоспособность банка. Мы делаем все для того, чтобы представить клиенту удобный и функциональный продукт».
То есть вы понимаете задумку банка — сделать такой продукт, которым удобно пользоваться. Постоянно рассказываю об этой парадигме, мега важной для текущей стратегии и не только.
Такой простой инновационный ход банка действительно упростил жизнь пользователям, а заодно и заметно выделил Starling Bank из числа традиционных банков, неспособных побороть анахронизм «альбомной» ориентации дизайна банковских карт – наследия копировальных машин, которые «штамповали» карты именно в таком формате.
Инновации — они в голове
Теперь представьте, я предлагал этот ход в рамках отборочного тура, когда собеседовался на СМО в банке. Кроме этой идеи на собеседовании я открыто рассказал о том, что именно потребители ждут от современного банка и что стоит сделать. Ни одним из моих предложений банк так и не воспользовался. Это говорит о том, что уровень закостенелости банковской системы РФ просто зашкаливает. Потому что инновации начинаются сначала в головах!
Именно инновации в настоящее время являются ключевыми факторами конкурентоспособности и устойчивого экономического роста игроков банковской сферы. Регулярные нововведения, даже такие простые, как поворот дизайна карты на 90 градусов, способны придать банку новый рывок в условиях обострения конкуренции и кризисных явлений на финансовых рынках.
И хотя за последние 5 лет мы уже все привыкли к омниканальным и практически круглосуточным коммуникациям с банками, многим банковским инновациям (например, роботизации) еще суждено войти в обиход. Но поговорим об этом в другой раз.