С чем столкнулся в последнее время. Одной из серьезнейших проблем бизнеса сегодня стало не отсутствие стратегии (я уже последние года три говорю, что сегодня стратегии не разрабатывает разве только ленивый), а их реализация.
В современных компаниях по-прежнему много деятельности, но мало действия. Динамичные изменения во всех отраслях сделали наш мир абсолютно непредсказуемым, но мы по-прежнему — видимо, по инерции, — делаем то, к чему привыкли.
Идеальная «не идеальная» стратегия
У меня плохая новость для бизнеса. Идеальной стратегии не существует. Если принимать стратегию как план действий, то создать идеальный план невозможно. Чтобы вы ни запланировали, что-то, да пойдет не так. Но это не значит, что стратегия плохая. Нужны другие механизмы как планирования, так и внедрения.
Разрабатывая дорожную карту бизнеса, держите в голове 3 оговорки:
- Стратегия — это замысел, а не план. В ней не должно быть (не желательно) ничего, что могло бы выходить за рамки за рамки обстоятельств. Только то, что вы можете реально предвидеть и только то, что в конечном итоге должно стать результатом в идеале.
- Сосредоточьтесь на том, что имеет наибольшее значение в текущий момент для компании, донесите это для остальных и распределите ответственность.
- Не указывайте людям, что и как им нужно делать. Просто как можно более четче обозначьте замысел, а все остальное люди сделают сами.
Дальше речь пойдет об одном из самых совершенных на данный момент командных принципов. Этот подход должен знать каждый менеджер. Но для начала немного истории.
Миссия выполнима
Есть такой исторический анекдот. Прусский полководец Карл Фридрих как-то устроил разнос одному из своих командиров, который сделал тактическую ошибку. Оправдание офицера было следующим. Он следовал строгому приказу вышестоящего начальства, воспринимая его как повиновение офицера, которое так же свято, как и повиновение воле короля, хотя понимал, что приказ ошибочный.
Ответ принца вошёл в целый ряд военно-теоретических и исторических трудов.
Его величество сделал вас майором, так как верил, что вы сообразите, когда не следует повиноваться его приказам.
— Принц Фридрих Карл
Отсюда вытек один из основных принципов децентрализации управления или принцип выработки самостоятельного решения на основании полученной задачи. Его духовным отцом считают фельдмаршала Хельмута фон Мольтке, главу генерального штаба прусской армии с 1857 по 1888 годах.
Мольтке отличался склонностью к эвристике и предпочитал использование командной иерархии, основанной на децентрализации управления. Он считал, что принципиально важно предоставлять подчиненным самостоятельность при выполнении задачи.
Начало новая доктрина берет с 1806 года после катастрофического поражения прусской армии в войне с Наполеоном, которая выявила недостатки и необходимость модернизации прусской армии.
Окончательно концепция auftragstaktik (нем. «тактика поручений») сформировалась в период с 1864 по 1870 гг. и с тех пор считается отличительной чертой немецкой системы военного администрирования.
В соответствии с auftragstaktik, подчинённым на всех уровнях дается некоторая свобода интерпретировать текущую оперативную ситуацию и действовать исходя из общих целей своего руководства пренебрегая строгим следованием букве его приказов. Больше того, под давлением обстоятельств подчинённым дозволялось даже прекращать выполнение поставленных перед ними боевых задач или существенным образом их видоизменять принимая на себя всю меру ответственности за последствия таких решений. Бизнес пришел к этой идее только во второй половине ХХ века.
Этот принцип стал одним из краеугольных камней немецкой военной школы и попал на страницы многих воинских уставов, изданных после 1870 года. В настоящее время концепция auftragstaktik заложена в основу доктрины «согласованных наземных боевых действий» (англ. Unified Land Operations), которая была принята ВС США в 2011 году.
Agile по-немецки
Немецкий устав описывает auftragstaktik очень кратко: «Auftragstaktik — основной принцип управления в армии. Он основан на взаимном доверии и требует твердого обязательства каждого солдата выполнить свои обязанности.»
Роль руководителя определяется еще требовательнее: «Руководитель доводит до подчиненных свои намерения, устанавливает ясные и достижимые цели, и предоставляет необходимые силы и ресурсы. Он укажет детали относительно выполнения только в случае, если разные меры, которые служат той же самой цели, должны быть согласованы, или если этого требуют политические или военные ограничения. Он дает своим подчиненным свободу в выполнении их миссии.»
В компаниях часто происходит то же, через что прошла прусская армия, чтобы превратиться в эффективный механизм.
К организациям стоит относится как к человеческим системам. Они успешно функционируют только в тех случаях, если работающие в них люди доверяют мнениям друг друга. Если вы потратили ресурсы на разработку стратегии [в соответствии с оговорками выше] — действуйте.