Даже в кризис российские потребители не готовы отказывать себе в удовольствиях. Чтобы не лишать себя походов в кино и рестораны, они урезали траты на продукты питания, обувь и одежду.
В марте 2015 и 2016 годов исследовательская компания Ромир провела всероссийский опрос 1500 человек на предмет возможного изменения их потребительских привычек в связи с кризисом. Потребители только стали переходить к модели сберегательного потребления и исследователей интересовал вопрос, на чем россияне планируют экономить в первую очередь.
Так вот, весной 2015 года мои соотечественники планировали в первую очередь экономить на эмоциях и новых впечатлениях. 37% россиян планировали урезать расходы на развлечения. Эта категория расходов была главной статьей запланированной экономии, немного опережая путешествия.
Экономить на посещениях ресторанов планировали 21% россиян. Эта статья расходов попала в ТОП-5 основных направлений для экономии, наравне с покупкой новой одежды (также 21%).
Продукты питания для россиян выглядели намного важнее: сокращать затраты на пищу материальную рассчитывали только 15%.
Список замыкали категории алкоголь-сигареты и косметика. Экономить на них планировали 15% и 6% соответственно.
Однако, результаты опроса марта 2016 года выявили совсем иные предпочтения.
На деле же оказалась, что еда для российских потребителей стала гораздо более значимой статьей экономии: на ней экономят 43%. А на путешествия и развлечения сократил расходы только каждый пятый.
На кафе и рестораны урезание трат оказалось очень намного меньше заявленного. Только 8% против «обещанных» 21% (на 62% меньше).
Представляю инфографику на чем россияне хотели сэкономить и на чем же реально экономили.
Рестораны и кафе стали самой малой категорией, где мои соотечественники предпочитали тратить меньше.
Меньше, чем на походах в рестораны, россияне экономили лишь на медицинских расходах (6%), бытовых услугах, фитнесе и посещении спортзалов (по 4% в каждой категории). На мобильной связи и транспортных расходах стали экономить лишь 3%.
Больший вред для посещения кафе и ресторанов стал рост цен, которым рестораторы пытались компенсировать снижение посещаемости. В среднем за период 2015-2016 гг цены на блюда поднялись на 15% (данные компании Nielsen).
К сожалению, сберегательная модель потребления привела к тому, что заведениям общественного питания не удалось избежать падения посещаемости. Например, за прошедший год от походов в японские рестораны отказались 36% россиян, в итальянские рестораны — 32%, в кофейни — 63%.
Из сегментов блюд в ресторанах посетители в первую очередь отказывались от десертов. Например, за год в итальянских ресторанах количество посетителей с десертом в чеке снизилось с 24% (2015 г.) до 15% (2016 г).