Следование тренду здорового питания все больше заводит в тупик.
Жители пресловутого Запада чрезвычайно озабочены состоянием своего здоровья последние несколько лет. Кроме стимула жить дольше, сильно популяризирует тему здорового питания и еще один фактор. Это — обилие информации в интернете на тему здорового питания.
Все СМИ переполнены обсуждением вопросов здоровья! Если в выпуске нет совета по здоровому питанию, такой номер абсолютно не продается. А уж интернет просто разрывается от дискуссий на форумах и в блогах по поводу последних тенденций в области здоровья и диетического питания.
Создавая — разрушай
Парадокс в том, что прямым результатом этих процессов является разрушение самого понятия здорового образа жизни.
10-15 лет назад официальные рекомендации в области питания, основанные на исследованиях и часто поддерживаемые государством, были неоспоримы для населения. Сегодня официальным заявлениям противопоставляется огромное количество различных диет от гуру в области здорового питания и блогеров.
Чего только они не предлагают! Низкоуглеводные, белковые, палеодиеты, сыроедение, безглютеновую пищу… Список можно продолжать до бесконечности.
У современного обывателя остается, по сути, 2 пути. Первый —поддерживать существующие тренды и, второй, — следовать официальным традиционным концепциям понимания здоровья. При этом, второй вариант — для лохов, какое бы светило науки не проповедовало.
Где-то эти пути пересекаются. Например, в той части, что следует ограничить потребление жиров, особенно насыщенных. Таких пересечений год от года будет становиться все больше, но все равно поддержка современной философии здорового питания представляет собой определенные риски.
«Здоровые продукты» всегда всегда стоят дороже. И определенная группа потребителей готова за них переплачивать. Поэтому, простое добавление к маркировке продукта модных приставок ЭКО, БИО или НАТУРАЛЬНЫЙ, позволяет поднять наценку на продукт на полке на десятки процентов. Что внутри — совершенно не важно…
Тренд последних лет — FITNESS
Любые продукты, которые маркируются такой приставкой, автоматически повышают свою цену на полке едва ли не в 2 раза.
Причина этому проста. В последнее время все большее распространение получает деловой образ жизни, когда оба родителя делают карьеру, а свободное время семьи посвящено исключительно таким занятиям, как спорт.
Именно эти потребители с удовольствием тратят деньги на продукты, которые с одной стороны, позволяют сэкономить время, а с другой стороны поддерживают их стремление следовать тренду здорового питания.
Я помню, когда 20 лет назад перестал есть мясо, найти в общепите вегетарианское блюдо приравнивалось подвигу Александра Матросова. Обычно из двух зол — остаться голодным или съесть что-то, откуда можно было выковырять кусочки мясопродукции, приходилось выбирать зло меньшее. Обычно я заказывал оливье, потому что из него можно было легко отделить колбасу.
Теперь же индустрия предлагает линейки специализированных готовых фасованных продуктов как для перекуса, так и полноценного приема пищи. Ограничение одно — позволяет ли твой уровень жизни приобретать такие продукты.
Низкая потребительская культура россиян сдерживает развитие этого мегатренда в России. Здоровые продукты становятся вынужденной экзотикой. Либо они нужны приверженцам тренда, либо для больных, которым простые продукты противопоказаны. Например, спрос на безглютеновые и безлактозные продукты формируется исключительно теми семьями, в которых есть дети с непереносимостью глютена или лактозы.
Основной же потребитель предпочитает продукты лишь на уровне максимально низких цен. При этом модные приставки ЭКО-БИО тут являются больше маркетинговым ходом, чем реальным улучшением качества продукта.
И наводняются наши полки в супермаркетах продуктами с огромной калорийностью и чуть ли не трансжирами. А добавление на этикетку приставки ЭКО или БИО, позволяет их сбывать падким на тренды россиянам.
И получается, что тренд здорового питания есть, а самого здорового питания нет.