Эта музыка будет вечной…

Для музыки, которую я слушаю, идеально подходит расхожая поговорка «не бывает некрасивых женщин, бывает мало выпивки». Если продолжать ассоциативный ряд — не бывает плохой музыки, есть музыка, до которой нужно дорасти. Или достичь правильного состояния.

Эта музыка будет вечной...

Когда-то я уже писал об одной своей страсти — кинематографе и что из этого получилось. На волне, когда в соцсетях все кинулись рассказывать о своих музыкальных пристрастиях, пришла пора наполнить свою историю музыкой.

Музыка вокруг 

Свои отношения с музыкой мне описать не так-то просто. На формирование моих музыкальных пристрастий очень сильно влияло окружение ещё со школьных времён. И чем старше я становился, чем интереснее и разнообразнее было окружение, всё это тут же отражалось на той музыке, которую я предпочитал.

А поскольку дружелюбия было не занимать, друзья из совершенно различных социально-профессиональных слоев, оставили во мне интерес к достаточно широкому спектру музыкальных жанров от трэш-спид-хеви-металла до экспериментальной электронной музыки и авангардного джаза.

Некоторую часть моих музыкальных архивов нельзя назвать музыкой в привычном понимании слова. Это — не просто музыка, это — Искусство, именно с большой буквы, авторов, самовыражающихся через использование музыкальных инструментов.

Чтобы представить нагляднее, что я имею ввиду, достаточно послушать, например альбом 1994 года «The Art of Memory» Джона Зорна (John Zorn) с Фредом Фрисом (Fred Frith) или альбом Vrresto 2007 года группы Ruins. Точно не для слабонервных и требует предварительной подготовки и настроя перед прослушиванием.

И пусть мелодики в некоторых композициях стоит поискать, точно такого же подхода к настрою требуют и более мелодичные произведения, например, хард-рокеров AC/DC, более жесткой Mеtallica или раннего Megadeth. Ну или более привычные для современников трип-хоп исполнители типа Tricky с Morcheeba. Перечисление большего числа любимчиков увеличит размер поста раз в 20.

Слушаю ли я подобную музыку всегда? Нет. Но при особом настроении, психологическая палитра которого сопоставима с существующими музыкальными жанрами, я слушаю такую музыку с удовольствием. Да, не запоем, зачастую фоном или чтобы добраться к закрытым уголкам собственного подсознания. Очень помогает.

А вот с классической музыкой отношения у меня сложнее…

Не классический подход

Нельзя сказать, что мне совсем не нравится классическая музыка. В моей фонотеке есть много композиторов, включая Моцарта, Бетховена и Чайковского. Однако произведения последнего я слушаю очень нечасто, если верить показателям прослушиваний iTunes или рейтингу Last.fm.

Хотя, например, у меня есть полный состав оперы Вагнера «Кольцо нибелунгов» (в годы моей молодости, фирма грамзаписи Мелодия выпустила замечательную пластинку «Полет Валькирии», которая входит в состав оперы, полюбившуюся сразу). Скажу по-секрету, я даже прослушал всю оперу Вагнера целиком (!), хотя и не за один раз, поскольку весь цикл из 4х частей укладывается без малого в 15 (!) часов звучания. И даже та часть, которую традиционно ставят в Байрейте, с трудом помещается в 5 (!) часов театрального действа.

Пытался понять мою «музыкальную нелюбовь» к Чайковскому. В голову приходит единственная версия.

Когда в 80-х годах прошлого века умирал очередной Генеральный секретарь КПСС, по ТВ, и так не балующему разнообразием контента, запускали именно балет «Лебединое озеро». А поскольку генсеки мёрли как мухи, то и стойкая неприязнь к творчеству Чайковского осталась на всю жизнь.

Другое дело, творчество Брукнера или Шуберта (у меня в коллекции есть все их симфонии). Или органные сочинения Баха или Пахельбеля. Мороз по коже!

Стоит пару слов сказать про этническую музыку. Её в коллекции — 2 коробки. От аутентичной музыки разношерстных африканских племен до современных ритмов афро-фанка, от шаманских песнопений до нью-эдж альбомов с элементами этники. Один из лидеров — альбом «Passion» Питера Гэбриэла (Peter Gabriel), одновременно являющимся и саундтреком к киношедевру «Последнее искушение Христа» Мартина Скорцезе.

Надо продолжать танцевать

Надо продолжать танцевать

Сегодня музыкальные новинки приносит исключительно интернет. Подписка на Яндекс.Музыка, музыкальные блоги и группы в соцсетях, регулярно радуют подборками новых композиций, часть которых рано или поздно перебирается в фонотеку.

Ещё у меня есть такая привычка. Когда в книгах я встречаю, упоминание какого-нибудь музыканта или композитора, то всегда знакомлюсь с его творчеством. Поэтому я люблю книги Харуки Мураками (где много джаза) и обожаю «Латунное сердечко или У правды короткие ноги» Герберта Розендорфера — просто кладезь сведений о классических композиторах, с которыми у меня всё непросто. Именно так в мою коллекцию попал Брукнер.

Кстати, композиции многих современных исполнителей, неизбежно вызывают ностальгию по тому, что слушал когда-то ранее. И тогда в фонотеке появляются редкие синглы старых добрых Depeche Mode c The Cure (если хочется помелодичнее). Или Primus с John Hassel (если хочется чего-то необычного). Или Slayer с Kyuss (если хочется «конкретно так подзарядиться»). Reign In Blood мы слушали еще на аудиокассетах в далеких 80-х.

Сейчас доступны достаточно редкие записи, которые стали восстанавливать и оцифровывать активно в последнее время, за что стоит поблагодарить современную цивилизацию. Хотя на виниле любимый альбом Slayer’a звучит бесподобно.

Отдельно спасибо хочется сказать музыкальным редакторам современного кинематографа, а создателям сериалов — особо! За Higher Self и — отдельно, — за Good Time Girl из сериала Новый папа Паоло Соррентино. Титульная композиция первых 5 серий второго сезона уже сама по себе шедевр музыкально-кинематографического нонконформизма.

Стоит вспомнить добрым словом создателей сериала Острые козырьки за «музыкальное воскрешение» Nick Cave & The Bad Seeds (кстати, на альбом Ника Кейва Murder Ballads 1996 года я написал свою первую музыкальную рецензию и разместил её ещё в FIDOнет). А сериал Suits (или «Форс-мажоры» по-нашему) принес аж 191 новую композицию в мою музыкальную коллекцию. Как и фильм Джентльмены Гая Ричи — весь разношерстный саундтрек добавился в фонотеку.

Стоит заканчивать, хотя эта «музыка будет вечной», [если я заменю батарейку…], как пели когда-то Наутилус Помпилиус. А представители русского рока (куда же без КИНО и Ноля) тоже есть в моей коллекции.

Хотелось бы прокомментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *