В 3-ей строфе поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» строптивый юноша признавался в одной, но пламенной страсти. У меня их целых три: кино, литература и музыка. Сегодняшнее эссе посвящаю кино. Потому что словами Ленина — это самое важнейшее из искусств.
Иногда просмотренный фильм меняет человека
Да, что человека. Правительства меняются! Напомните мне и в другой раз расскажу, что стало последней каплей для окончания войны во Вьетнаме. Не поверите — документальный фильм.
И сегодня речь пойдет о кино. О моем кино. Вернее о моей страсти к кино. И что из этого получилось.
Я не помню день, когда продал душу кинематографическому дьяволу. Но с большой долей вероятности готов вспомнить фильм, после которого влюбился в кинематограф. Окончательно и бесповоротно.
Как-то воскресной ночью «2-ой канал» (ныне телеканал «Россия») показал «Тельму и Луизу» Ридли Скотта. Не смотрели? Ай-ай-ай. Срочно восполняйте пробел.
Уже со следующего утра я посещал большинство сеансов во всех известных видеосалонах. Городские кинотеатры тогда находились в плачевном состоянии. Их репертуар не менялся месяцами. Хотя и у них я тоже смотрел все, что предлагалось в афише. Отчетливо помню, как на премьерном сеансе «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна я был единственным (!) зрителем в кинозале…
Видеосалон того времени предлагал до 8 новых фильмов в день. В некоторые дни я пытался смотреть их все, без зазрения совести пропуская лекции в институте. А поскольку репертуар менялся чуть ли не ежедневно, на Политех времени просто не оставалось. Ох, не тому я учился!
Большая часть просмотренных фильмов была откровенным мусором. Но иногда попадались киношедевры. Поверьте, даже на blue-ray со стереозвуком «Скромное обаяние буржуазии», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Криминальное чтиво» и «Зверь, выходящий из моря» В. Жалакявичюса не доставляют тех эмоций, как после первого просмотра в прокуренном зале на запиленной видеокассете.
А сколько я просмотрел фильмов на видеомагнитофоне «Электроника ВМ-12», гордо стоявшем в моей комнате! Вы удивитесь, но очень многие видеокассеты из своей коллекции я до сих пор не могу выбросить — не могу найти DVD.
Если бы в те времена я не заколачивал деньги, то пошел бы работать в кино. Сюжеты культовых фильмов «Бешеные псы», «Убить Зои», «Собачий полдень» бередили мозг. Хотелось снять не просто «такое же», а круче. Снять «тот самый» фильм. Наконец, я «созрел».
Реализовать свою мечту я решился месяц назад
Знаете, что мне безумно нравится в кинематографе? Никто не скажет: «Поздновато начинаете». Хотя я себя обманываю. Пару раз слышал подобное. Уже забыл.
Но жизненный опыт — его не отнять. Это как раз то, что нужно в хорошем фильме. Мне это сказали на курсах сценаристов в Высшей школе режиссеров и сценаристов (Санкт-Петербург), чьи сценарные курсы я только что закончил. Дипломированный специалист, вуаля.
Мой 6-ой по счету сценарий был действительно хорошим. Я бы сам посмотрел такой фильм. Пока читал, преподаватель прямо весь испереживался. А вы не знаете, чего стоило заслужить его похвалу! Откиньте мой литературный талант 🙂 — важную роль сыграл именно жизненный опыт, которого не было у 20-ти летних студентов курса. Но дабы не кривить душой, некоторые их «домашние задания» были очень неплохи!
Почему сценарные курсы? Все просто. Хорошее кино начинается с хорошего сценария. А написать хороший сценарий, скажу вам — это архисложно! Выкиньте из головы все красивые истории, почерпнутые из жизни или взятые из книг. Выжать из первых кинематографический сюжет надо учиться и учиться. А экранизировать последние в качественный полный метр практически всегда невозможно.
Именно поэтому понравившиеся в жизни книги на экране предстают в ином виде. И иногда сценаристу хочется оторвать руки… Законы кинодраматургии и литературы лишь частично похожи.
Так было и со мной. Чем глубже я вгрызался в кинодраматургию, тем быстрее таяла моя идея экранизации любимой повести (это отдельная история). Так что, если вам кажется, что написать достойный сценарий это пару раз плюнуть, хочу вас сильно огорчить. Это сложный и мученический процесс. У кого-то прочитал, что хороший сценарий не пишут, а переписывают. Иногда по 20-25 раз. Полгода. Год. И начиная с продюсера, на каждой стадии кинопроизводства желающих внести правки всё больше…
Знание законов кинодраматургии очень нужно тем, кто занимается видеомаркетингом
Опять же навыки кинодраматургии очень полезны для копирайтеров в видеомаркетинге. Теперь для своего нового проекта я сумею написать весьма достойные сценарии.
Хорошие образовательные и документальные фильмы также нуждаются в хороших сценариях. Не в «говорящей голове». Это пОшло! Так что, обращайтесь. Очень хочется попробовать себя в реальном деле.
Знаете, что для меня стало наибольшим сожалением после окончания курсов? Мне никто больше не будет читать историй. Почти каждый день я слушал по 8-9 новых коротких рассказов. От некоторых буквально захватывало дух. Ммм, какие в них были характеры, страсти! С моей любовью к литературе мне теперь этого очень не хватает.
Правда остался внушительный список с фильмами для обязательного просмотра. Да, хороший сценарист должен смотреть больше фильмов, чем обычный человек. Но именно это мне и нравится!
Пока осилил только 5% из рекомендованного. И даже те фильмы, которые видел ранее, пересматриваю с новым, профессиональным подходом. Надо же разобраться, как в них применяются законы кинодраматургии.
В процессе создания хорошего фильма, хороший сценарий — это только первый шаг. После этого он попадает в руки [хорошего] продюсера. И только потом за него берется [хороший] режиссер. Канны, сборы, золотые статуэтки идут бонусом. 🙂
Так что у меня еще все впереди. И новый опыт тоже.
Я — Алексей Аникин, автор этого блога, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своим мнением? Оставьте отзыв внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение — воспользуйтесь контактами. Давайте знакомиться!