Любите ли вы кино так, как люблю его я?

В 3-ей строфе поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» строптивый юноша признавался в одной, но пламенной страсти. У меня их целых три: кинолитература и музыка. Сегодняшнее эссе посвящаю кино. Потому что, словами Ленина, — это самое важнейшее из искусств.

Иногда просмотренный фильм меняет человека

Да, что человека. Правительства меняются! Напомните мне и в другой раз расскажу, что стало последней каплей для окончания войны во Вьетнаме. Не поверите — документальный фильм.

И сегодня речь пойдет о кино. О моем кино. Вернее — о моей страсти к кино. И что из этого получилось.

Я не помню день, когда продал душу кинематографическому дьяволу. Но с большой долей вероятности готов вспомнить фильм, после которого влюбился в кинематограф. Окончательно и бесповоротно.

Как-то воскресной ночью «2-ой канал» (ныне телеканал «Россия») показал «Тельму и Луизу» Ридли Скотта. Не смотрели? Ай-ай-ай. Срочно восполняйте пробел.

Уже со следующего утра я посещал большинство сеансов во всех известных видеосалонах. Городские кинотеатры тогда находились в плачевном состоянии. Их репертуар не менялся месяцами. Хотя, и у них я тоже смотрел все, что предлагалось в афише. Отчетливо помню, как на премьерном сеансе «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна я был единственным (!) зрителем в кинозале…

Видеосалон того времени предлагал до 8 новых фильмов в день. В некоторые дни я пытался смотреть их все, без зазрения совести пропуская лекции в институте. А поскольку, репертуар менялся чуть ли не ежедневно, на Политех времени просто не оставалось. Ох, не тому я учился!

Большая часть просмотренных фильмов была откровенным мусором. Но иногда попадались киношедевры. Поверьте, даже на blue-ray со стереозвуком «Скромное обаяние буржуазии», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Криминальное чтиво» и «Зверь, выходящий из моря» В. Жалакявичюса не доставляют тех эмоций, как после первого просмотра в прокуренном зале на запиленной видеокассете.

А сколько я просмотрел фильмов на видеомагнитофоне «Электроника ВМ-12», гордо стоявшем в моей комнате! Вы удивитесь, но очень многие видеокассеты из своей коллекции я до сих пор не могу выбросить — не могу найти DVD.

Если бы в те времена я бы не заколачивал деньги, то пошел бы работать в кино. Сюжеты фильмов типа «Бешеные псы», «Убить Зои», «Собачий полдень» бередили мозг. Хотелось снять не просто «такое же», а круче. Снять «тот самый» фильм. Наконец, я «созрел».

Реализовать свою мечту я решился месяц назад

Знаете, что мне безумно нравится в кинематографе? Никто не скажет: «Поздновато начинаете». Хотя, я себя обманываю. Пару раз слышал подобное. Уже забыл.

Но жизненный опыт — его не отнять. Это как раз то, что нужно в хорошем фильме. Мне это сказали на курсах сценаристов в Высшей школе режиссеров и сценаристов (Санкт-Петербург), чьи сценарные курсы я только что закончил. Дипломированный специалист, вуаля.

Мой 6-ой по счету сценарий был действительно хорошим. Я бы сам посмотрел такой фильм. Пока читал, преподаватель прямо весь испереживался. А вы не знаете, чего стоило заслужить его похвалу! Откиньте мой литературный талант 🙂 — важную роль сыграл именно жизненный опыт, которого не было у 20-ти летних студентов курса. Но дабы не кривить душой, некоторые их «домашние задания» были очень неплохи!

Почему сценарные курсы? Все просто. Хорошее кино начинается с хорошего сценария. А написать хороший сценарий, скажу вам — это архисложно! Выкиньте из головы все красивые истории, почерпнутые из жизни или взятые из книг. Выжать из первых кинематографический сюжет надо учиться и учиться. А экранизировать последние в качественный полный метр практически всегда невозможно.

Именно поэтому, понравившиеся в жизни книги, на экране предстают в ином виде. И иногда, сценаристу хочется оторвать руки… Законы кинодраматургии и литературы лишь частично похожи.

Так было и со мной. Чем глубже я вгрызался в кинодраматургию, тем быстрее таяла моя идея экранизации любимой повести (это отдельная история). Так что, если вам кажется, что написать достойный сценарий — это пару раз плюнуть, — хочу вас сильно огорчить. Это сложный и мученический процесс. У кого-то прочитал, что хороший сценарий не пишут, а переписывают. Иногда по 20-25 раз. Полгода. Год. И начиная от продюсера, на каждой стадии кинопроизводства желающих внести правки всё больше…

Знание законов кинодраматургии очень нужно тем, кто занимается видеомаркетингом

Опять же, навыки кинодраматургии очень полезны для копирайтеров в видеомаркетинге. Теперь, для своего нового проекта, я сумею написать весьма достойные сценарии.

Хорошие образовательные и документальные фильмы также нуждаются в хороших сценариях. Не в «говорящей голове». Это пОшло! Так что, обращайтесь. Очень хочется попробовать себя в деле.

Знаете, что для меня стало наибольшим сожалением после окончания курсов? Мне никто больше не будет читать историй. Почти каждый день я слушал по 8-9 новых историй. А какие в них были характеры, страсти! С моей любовью к литературе мне теперь этого очень не хватает.

Правда, остался внушительный список с фильмами для обязательного просмотра. Да, хороший сценарист должен смотреть больше фильмов, чем обычный человек. Но именно это мне и нравится!

Пока осилил только 5% из рекомендованного. И даже те фильмы, которые видел ранее, я пересматриваю с новым, профессиональным подходом. Надо четко разобраться, как в них применяются законы кинодраматургии.

В процессе создания хорошего фильма, хороший сценарий — это только первый шаг. После этого он попадает в руки [хорошего] продюсера. И только потом за него берется [хороший] режиссер. Канны, сборы идут бонусом. 🙂

Так что у меня еще все впереди. И новый опыт тоже.

Хотелось бы прокомментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *