Этот — не популистский — пост вряд ли добавит мне любви и нежности. Говорить буду о неприятном. Но надо же кому-то честно сказать, что делать малому бизнесу, чтобы выжить в эти времена.
Советами, как выжить бизнесу в непростой ситуации, интернет полон настолько, что добавить еще что-либо очень сложно. Лично меня зазывают на очередной онлайн-семинар по «спасительным мерам» ежедневно. А то, похожие мероприятия идут параллельно — выбирай, не хочу. Но все равно, 99% представителей отечественного бизнеса не готовы к той ситуации, в которой сейчас мы все оказались.
Кстати, действительно, много дельных советов. Но они какие-то… мягкие, что ли, политкорректные. И если действительно их соблюдать, шансов сохранить бизнес мало. Теперь давайте поговорим, что делать по-честному.
Человеческий балласт
Совет беречь трудовые ресурсы, несомненно, ценный. Но запомните: никакой кризис и вето правительства на увольнение персонала, не должны вам мешать избавляться от лишних сотрудников!
В первую очередь, расстаньтесь с нелояльными и с неэффективными сотрудниками. С теми, кого держали «потому, что трудно найти замену», или «а кто вместо него?». Поделите обязанности, если необходимо, среди оставшихся работниками. Уверен, при падении бизнес-активности дополнительная нагрузка на них будет не такая большая.
Объясните оставшимся, что это вынужденная мера, иначе компании каюк и придется всем разбегаться. Лояльные сотрудники поймут и поддержат. Или смирятся и поддержат.
Не рефлексируйте, что у людей кредиты, семьи. И не переживайте насчет того, что они, де, пойдут куда-то жаловаться. Вы же не благотворительная организация. Ну, напишите, объяснительную фискальщикам. Если выживите — это будет самая малая из бед.
Без этого — никак!
Сократите затраты на заработную плату. Не просто урежьте — даже лояльные сотрудники это не поприветствуют, а сократите продолжительность рабочего дня. Сокращение рабочего дня на 10% (это всего лишь на 1 час в день меньше) может дать серьезную экономию в ФОТ.
Или сделайте 5-ти дневку. Правительство же об этом мечтало. А это еще больше экономии.
Самая пора обратить внимание на оптимизацию арендной платы. Если не сможете договориться с арендодателем, можете не волноваться, что вас выселят. Кризис убирает слабых (большинство). Поэтому, когда все закончится, свободных площадей для оставшихся (сильных) будет столько, что будет из чего выбрать. Пытайтесь договориться о снижении стоимости аренды, арендных каникулах. Арендодатель тоже находится в тяжелый условиях, но если он расстанется с вами сейчас — вообще ничего не получит. И он это понимает.
Единственный совет, который не касается экономии. Боже вас упаси снижать инвестиции в маркетинг и развитие! Акулы рынка только и ждут, чтобы растащить ваши владения в тяжелый момент. Как минимум, социальные сети и digital медиа (блоги, форумы, etc) позволят вам продолжать маркетинговые активности и коммуницировать с вашими клиентами.
Да что вы все про деньги!
Помните, какую значимую роль на фронтах Великой Отечественной войны решали политруки? Сейчас нельзя забывать, что в тяжелые времена людям нужна психологическая поддержка.
Собирайтесь ежедневно, рассказывайте о новостях в компании, полученных результатах. Каждый удачно пережитый день и даже небольшие достижения, придадут сотрудникам больше уверенности в будущем. Такая практика позволит сотрудникам сплотиться и сопереживать компании, бороться за выживаемость.
Внедрите систему поощрительных подарков. Лучшему продавцу/менеджеру/рабочему приятный подарок — билеты в кино или сертификат на посещение ресторана. Сейчас это отложенный подарок, но когда кинотеатры и общепит заработают — будет как нельзя кстати.
Думать о будущем
Как ни странно, но сейчас самое время запускать новые продукты. Потребительская усталось на карантине наступает гораздо быстрее. Поэтому если есть возможность запустить новинки — непременно это сделайте.
Приятный пример. Пивной гигант Балтика выпустила целых 2 новых продукта. Понимая, что люди не могут ходить в бары, они умело обещают «барную атмосферу в домашних условиях».
Абсолютно убежден, что в кондитерской отрасли, производстве напитков и продуктов питания, алкогольной индустрии, а также сервисных услугах, можно еще и попаразитировать на всей этой истерии с сидением дома…
Не уверены, что справитесь сами? Пожалуйста, обращайтесь. По секрету скажу, что есть даже пара продуктов, которые стоит выпустить на рынок сейчас.
Не переживайте, что «скоро все кончится«» или вы «не успеете» на этот праздник. Скоро не кончится. А вот от ваших решительных действий действительно зависит и ваше будущее и будущее вашего бизнеса.