Современный маркетинг — сложен и многогранен. Заниматься маркетингом в компаниях — занятие тяжелое и неблагодарное. И теперь я понимаю, почему не любят нашего брата…
Наткнулся на шедевральный пост от некто Теххи Полонской, кабинетного маркетолога из маркетингового агентства «Брусника». Полная ахинея!
Если следовать ее советам, бизнеса не будет. Что стоит один совет про брендинг… Потому что, брендинг для малого бизнеса, как он подается брендинговыми агентствами — это, сцука, вред и полный треш и угар! Вообще не с этого надо начинать.
Вредности в тексте начинаются уже с первого шага
Какими средствами госпожа Полонская советует провести анализ рынка типичному предпринимателю МСБ? Как можно оценить емкость рынка и его потребителей, если не верить себе и своему окружению?
Например, среди россиян вегетарианцев менее 1% и можно прожить целую жизнь и не встретить ни одного. Поэтому, с колокольни обычного человека, идея создавать вегетарианский общепит — утопия. Вегетарианские стартапы уже изначально должны быть коммерчески несостоятельными. Однако, они живут и даже успешнее, чем традиционные заведения.
Конкурентов, конечно, тоже нужно изучать. Но что делать, когда их нет? То есть, совсем. Знаю 1000 и 1 случай, когда на рынке вообще никого не было. Как и самого рынка. Едва зарождающийся тренд и горящие глаза основателя. И тем не менее, бизнес создавался. И даже некоторые существуют до сих пор.
Потому, что основатель знавал еще пару-тройку таких же, как он и «делал бизнес» для них. Или наугад. Попросту клал на мнение всех и делал для себя. Срабатывала чуйка. И выстреливало!
Тот еще потребитель
Общение с потребителями — совет дельный, не спорю. Но, аффтар, ты либо скажи-научи, как получить от них действительно полезную информацию, либо в отсутствии этих навыков рискуешь на этом этапе стать заложником их ментальной тупости.
Скажу по секрету: обычный массовый потребитель инфантилен, глуп, потребительски ленив и практически неспособен оценить, а главное — грамотно формализовать свои предпочтения, чтобы при задумывании бизнеса можно было опираться на его мнение.
Продемонстрирую на примере. Данные опроса Высшей школы экономики показывают, что 71% россиян считают, что гены есть только у генетически модифицированных организмов. Вам нужно мнение от такой потребительской аудитории?
А в США на вопрос: «Нужно ли маркировать продукты, содержащие ГМО?» 82% респондентов сказали, что нужно. Вопрос переиначили и спросили: «Нужно ли маркировать продукты, которые содержат ДНК?» — и 80% сказали, что нужно. Это значит, что 80% опрошенных не понимают, что такое ДНК.
Представляете, что будет если на мнение такой ЦА опираться?!!!
Предприниматель впустую потратит время. Или став заложником «таких данных» возьмет и откажется от своей бизнес-идеи. Хотя любой нейромаркетолог [да и просто трезвомыслящий маркетолог] вам скажет, что любая апелляция к мнению большинства заведомо абсурдна.
Совет про планирование на 20 лет вообще из разряда фееричного идиотизма! Когда, интересно, госпожа Полонская общалась лично с представителем действительно малого бизнеса из РФ? Там горизонт планирования 3-6-12 месяцев максимум. Ни о каких долгосрочных целях речи вообще не может идти.
Единственная цель типичного представителя МСБ — «выйти в ноль» как можно быстрее. А потом будем думать, как жить дальше. Оставьте финансовые модели и прочие экономические выкладки для выпускников МВА. 🙂
Этот беспощадный российский брендинг
Нет, вся эта лабуда про фирменный стиль, лого и брендбуки имеет право на существование. Но тратить на этапе создания бизнеса деньги на брендинг вам нужно, только если вы не знаете, куда их девать.
Логотип нужен, да, куда ж без него. Логотип Евросети (кто-нибудь помнит его исторический вариант?) был нарисован «на коленке» самим Чичваркиным. Компания успешно просуществовала десяток лет. Могу еще привести кучу примеров.
Сейчас эпохальное. Откуда, сцука, взялась установка «чтобы вас запомнили, нужно, чтобы с вами соприкоснулись 6 раз». Очевидно, госпожа Полонская не в курсе, что современный потребитель с удовольствием готов купить продукт с первого раза, если покупка будет удовлетворять хотя бы одному их 3 главных покупательских трендов XXI века:
- Покупка вызывает «вау-эффект»
— Опа, да ни у кого такой хрени нет. Пусть все умрут от зависти!
— О, именно этот анальный вибратор я давно искал.
И все в том же духе. - В процессе владения товаром он получит дополнительный потребительский опыт
На самом деле это — очень тонкая трендовая тема. И уж совершенно точно тема для отдельного поста. - Товар подходит под его индивидуальные потребности
Эпоха массовых товаров закончилась. Никому не нужен больше шампунь для всех типов волос. А вот шампунь для жирных волос после окраски, склонных к выпадению, с секущимися кончиками и перхотью, некоторые потребители с удовольствием купят. С первого раза.
Совет про каналы продвижения действительно верный. Но каково же будет удивление г-жи Полонской, когда она узнает, что подавляющее большинство представителей МСБ реального сектора настолько же далеки от всей этой хренотени с SMM, мерчандайзингом и наружной рекламой, насколько далеки от действительной пользы для бизнеса ее советы…
Что могу сказать в заключении. Если при общении с представителями маркетингового цеха вы в первую очередь услышите слова «продвижение в SMM», «брендинг» и «фирменный стиль» — гоните таких специалистов в шею!
А о том, как найти действительно хорошего консультанта по маркетингу я уже писал.