Недавно я рассказывал про приобретения Apple, которые за последние десятилетия стали неотъемлемой частью его экосистемы. Активными в сделках M&A были и другие технологические игроки FAMGA (аббревиатура от Facebook, Amazon, Microsoft, Google и Apple). Рассказываю о них в отдельном посте.
За последние 3 десятилетия пятерка FAMGA совокупно сделала около 770 приобретений (оценка исследовательской компании CBInsights). Даже во время пандемии COVID-19 некоторые из них продолжали скупать интересных игроков. Как, например, компания Apple, о сделках которой я уже рассказывал.
Действия технологических гигантов абсолютно логичны и понятны. Имея хороший запас финансовой прочности, лидеры IT отрасли скупают всё, что имеет отношение к цифровизации, автоматизации и оцифровке действий потребителей. Среди таких крупнейших сделок: социальная платформа для развития карьеры LinkedIn (приобретена Microsoft за $26,2 млрд) и чат-приложение WhatsApp (куплена Facebook за $22 млрд). На фоне таких серьезных чеков, одно из первых и самых удачных приобретений — платформа для обмена видео YouTube, обошлась Google в весьма скромную сумму — $1,7 млрд.
Но не все сделанные приобретения сопровождались безоговорочным успехом. Так Microsoft списала свою сделку с Nokia на $7,2 млрд, а Google, которые заплатили $12,5 млрд за покупку Motorola Mobility (самое крупнейшее приобретение цифрового гиганта на сегодняшний день), через 2 года перепродала Motorola за четверть от цены приобретения. Так бывает.
В последнее время и Facebook, и Google всё больше обращают внимание на виртуальную и дополненную реальность (VR/AR), активно скупая игроков этого сегмента, который эксперты в один голос называют глобальным драйвером всех технологической индустрии будущих десятилетий. Так Facebook выпустил обзор своего прототипа гарнитуры VR, а Google приобрела North, AR/AR стартап. Однако, AR/VR всё таки не единственная технология, на которую делают ставки эти гиганты.
Смотрим, на что нацелены цифровые гиганты.
ТОП-10 крупнейших приобретений Facebook
- WhatsApp ($22 млрд, 2014)
Вряд ли стоит представлять этот популярный мессенджер в РФ. WhatsApp является крупнейшим приобретением Facebook на сегодняшний день. Приложение насчитывает 1,5 млрд. пользователей в более чем 180 странах. - Oculus VR ($2 млрд, 2014)
Производитель гарнитуры виртуальной реальности. - Instagram ($1 млрд, 2012)
Приложение для обмена фотографиями, продолжает расти, опережая сам Facebook. В середине 2018 года порог активных пользователей Instagram превысил 1 биллион активных пользователей в месяц (MAU), увеличившись примерно на 25% в годовом исчислении. (Для сравнения, Facebook вырос на 3,1% и достиг 2,2 млрд. пользователей (MAU). - CTRL-лаборатории ($1 млрд, 2019)
Команда исследователей, разработчиков и инженеров, специализирующаяся на дополненной и виртуальной реальности CTRL-лаборатории влилась в Facebook Reality Labs и продолжает развивать проект создания неинвазивных нейронных интерфейсов, способных кардинально изменить способ взаимодействия человека с различными устройствами. - LiveRail ($500 млн, 2014)
Компания-разработчик технологических сервисов для онлайн-видеорекламы. Официально проект не закрыт, но в 2016 году Facebook прекратил принимать новых клиентов на рекламный сервер LiveRail, чтобы сосредоточиться на других направлениях. - Onavo ($200 млн, 2013 г.)
Мобильное приложение для анализа и сжатия данных, позволяющее пользователям оптимизировать данные об активности пользователей. После 6 мая 2019 года Onavo больше не доступен. - RedKix ($100 млн, 2018)
Платформа корпоративного обмена сообщениями, которая была интегрирована в рабочее место на Facebook. - Face.com ($100 млн, 2012)
Разработчик платформы для обнаружения и распознавания лиц на фотографиях. - Parse ($85 млн, 2013)
Платформа для разработчиков мобильных приложений. Была закрыта в январе 2017 года. - Playgiga ($78 млн, 2019)
Разработчик видеоигр премиум-класса из Испании, который позволяет пользователям играть в игры в потоковом режиме на своих компьютерах или телевизорах за доступную ежемесячную подписку.
ТОП-10 приобретений Amazon
Топ-10 приобретений, на которые компания потратила более $20 млрд, отражают чрезвычайно разнообразные бизнес-интересы Amazon: медиа и контент (LOVEFiLM, Twitch), электронная коммерция (Souq, Quidsi, Zappos), вычислительное оборудование (Annapurna Labs), робототехника (Kiva Systems), умные дома (Ring), и здравоохранение (PillPack).
- Whole Foods ($13,7 млрд, 2017)
Самое крупное приобретение Amazon значительно расширило возможности компании и значительно укрепило позиции Amazon в сфере доставки продуктов, за счет большой и лояльной клиентской базы Whole Foods. - Ring ($1,2 млрд, 2018)
Интеллектуальной оборудование для входных дверей с поддержкой Wi-Fi, которое транслирует видео с порога дома на смартфон или планшет. Покупка Ring помогла усилить предложения Amazon для умных домов и буквально открыло двери для курьеров Amazon, которые теперь способны доставлять посылки, проходя в дома клиентов. - Zappos ($1,2 млрд, 2009)
Интернет-сервис покупки обуви, известный своей уникальной корпоративной культурой, стал первым приобретением Amazon на сумму более $1 млрд. Zappos прекрасно ужился в экосистеме Джеффа Безоса и сегодня является лидером Amazon. - PillPack ($1 млрд, 2018)
Последнее из 10 крупнейших приобретений Amazon. Подтвердило давно известные интересы Amazon в сфере здравоохранения, на что моментально отреагировали рынки: цены акции нескольких действующих фармацевтических компаний упали на 10%. - Twitch Interactive ($970 млн, 2014)
Игровая платформа и сообщество. Соглашение вызвало удивление экспертов на момент покупки время, но с тех пор Amazon извлек выгоду из преданной фанатской базы Twitch и получил огромное конкурентное преимущество, едва только крупные технологические компании сосредоточились на облачных играх. - Kiva Systems ($775 млн, 2012)
Производитель роботизированных систем исполнения заказов, стал одним из наиболее впечатляющих приобретений Amazon для ее долгосрочного бизнеса — до сих пор ни один из конкурентов e-commerce так и не смог добиться такого уровня автоматизации складов, как у Amazon. - Souq.com ($580 млн, 2017)
Базирующаяся в Дубае платформа электронной торговли, позволила Amazon занять плацдарм на растущем рынке Ближнего Востока. Международная экспансия остается в центре внимания стратегии Amazon, особенно на развивающихся рынках. Недавно прошла информация о том, что около полугода назад Джефф Безос встречался с руководством российского интернет-магазина Ozon. Хотя переговоры не увенчались успехом, это хороший знак для отечественных игроков e-commerce отрасли. - Quidsi ($500 млн, 2011)
Материнская компания Diapers.com, была одним из крупнейших приобретений Amazon в то время. Спустя всего несколько лет после сделки соучредитель и со-генеральный директор Quidsi Марк Лор покинул компанию, чтобы запустить Jet.com, который в 2016 за $3,3 млрд приобрел Walmart. В конечном итоге, в 2017 году Amazon закрыл Quidsi, сославшись на проблемы с прибыльностью. А дела jet.com в составе Walmart идут неплохо. Такие дела. - Annapurna Labs ($370 млн, 2015)
Израильский стартап облачных вычислений был приобретен для того, чтобы усилить положения облачного бизнеса AWS Amazon. - LOVEFiLM International ($312 млн, 2011)
Сделка состоялась в эпоху, когда модель DVD по почте все еще была устойчивой, а онлайн-потоковая передача только начала приобретать широкую популярность. Шесть лет спустя, когда аренда DVD практически исчезла, Amazon закрыла компанию.
ТОП-10 крупнейших приобретений Microsoft (с 1987 года)
На свои 10 лучших сделок Microsoft потратила более $63 млрд, что составляет примерно 7% от ее текущей рыночной капитализации. Разбираем приобретенный портфель компании более пристально.
- LinkedIn ($ 26,2 млрд, 2016)
Платформа для карьерного роста и бизнеса, до сих пор является крупнейшим приобретением в истории Microsoft. В России сервис заблокирован Роскомнадзором за отказ компании хранить данные российских пользователей на территории РФ, но как и всё, до чего дотрагивается рука РКН, при необходимых настройках доступен и прекрасно работает в нашей стране. - Skype ($ 8,5 млрд, 2011)
Не нуждающийся в представлении видеочат и сервис интернет-коммуникаций. До сих пор один из самых популярных на территории РФ. - GitHub ($7,5 млрд, 2018)
Платформа для управления исходным кодом. (В своё время эта сделка была крупнейшим приобретением корпоративного программного обеспечения с поддержкой VC в истории., пока рекорд не превзойден приобретением SAP Qualtrics за $8 млрд) - Бизнес Nokia в сфере устройств и услуг ($7,2 млрд, 2014)
Менее чем через 2 года после покупки, Microsoft объявил эксперимент неудачным и полностью реструктурировал направление своего телефонного бизнеса. - aQuantive ($6,3 млрд, 2007)
Одно из лучших приобретений цифрового гиганта — материнская компания группы компаний, предоставляющих услуги цифрового маркетинга и технологий, в которую входили Avenue A, i-FRONTIER и Atlas DMT. - Mojang ($2,5 млрд, 2014)
Производитель популярной онлайн-игры Minecraft (в мире продано более 144 млн. копий игры для разных платформ). Игра является второй самой продаваемой игрой всех времен (после Tetris). - Affirmed Networks ($1,4 млрд, 2020)
Покупка лидера в области виртуализированных мобильных сетей 5G значительно усилила позиции Microsoft для своих облачных проектов. - Visio Corporation ($1,4 млрд, 1999)
Разработчик ПО из Сиэтла, штат Вашингтон. Основной продукт компании — одноименное прикладное приложение для построения диаграмм продолжает свою историю под названием Microsoft Visio. - Navision ($1,3 млрд, 2002)
Профессиональный сервис с набором приложений для бухгалтерского учета для малого и среднего бизнеса. - Yammer ($1,2 млрд, 2012 г.)
Корпоративная социальная сеть для предприятий, которая позволяет пользователям обмениваться идеями, сотрудничать в проектах, задавать вопросы и получать отзывы.
ТОП-10 лучших приобретений Google (с 2006 г.)
Google потратил около $29 млрд на свои 10 лучших приобретений. Они очень отражают эволюцию стратегии Google, от adtech (AdMob, DoubleClick) в конце 2000-х годов до мобильных устройств (Motorola Mobility, Apigee) и носимых устройств (Fitbit) в 2010-х годах.
- Motorola Mobility ($12,5 млрд, 2012)
Остается крупнейшим приобретением компании на сегодняшний день. В октябре 2014 года Motorola была продана Lenovo менее чем за четверть стоимости приобретения (около $2,9 млрд). - Nest Labs ($3,2 млрд, 2014)
Сделка ознаменовала собой вступление Google в сферу домашней автоматизации. Приобретение разработчика термостатов и детекторов дыма, позволило Google значительно расширить свою экосистему Android для создания умных домов. - DoubleClick ($3,1 млрд, 2007)
Крупнейшее приобретение игрока из рекламной отрасли, предназначалось для расширения существующего рекламного бизнеса Google. Эта сделка сыграла важную роль в сегменте медийной рекламы, что позволило компании упростить покупку рекламы через собственную рекламную эко-систему. - Looker ($2,6 млрд, 2019)
Недавнее приобретение платформы бизнес-аналитики из Калифорнии, еще раз свидетельствует о том, что Google в настоящее время уделяет большое внимание расширению своих облачных предложений. - Fitbit ($2,1 млрд, 2019)
Покупка мирового лидера в области производства носимых устройств мониторинга здоровья потребителей была совершена примерно через 4 года после того, как Fitbit стала публичной компанией на NYSE. В 2018 году Fitbit продала 14 миллионов устройств и имела около 30 миллионов активных пользователей по всему миру. Это одна из лучших сделок компании последних лет в попытке догнать Apple. - YouTube ($1,7 млрд, 2006)
Ведущая платформа для обмена видео, была первым приобретением Google на сумму более $1 млрд. Благодаря ей, Google одновременно получил и платформу для все время увеличивающегося видео трафик, и значительно расширил свой рекламный бизнес. - Waze ($1,2 млрд, 2013)
Приобретение израильской картографической службы помогло Google улучшить функции карт Google, таких как точное прогнозирование времени в пути и предложение маршрутов навигации. - Подразделение смартфонов HTC Pixel ($1,1 млрд, 2017)
Покупка тайваньского производителя бытовой электроники Pixel Smartphone Division хотя и не включала в себя никаких производственных мощностей, позволила Google заполучить значительную часть команды разработчиков смартфонов HTC (этим самым компания подчеркивала стремление Android конкурировать с iPhone Apple), а также помогла Google укрепить свое присутствие на Тайване. - AdMob ($750 млн, 2009)
Компания мобильной рекламы, основанная в 2006 г., была приобретена Google в ожидании массового распространения мобильной рекламы. - ITA Software ($700 млн, 2011)
Базирующаяся в США авиакомпания, предоставляющая IT-услуги по бронирование авиабилетов, была приобретена компанией Google для расширения возможностей поиска авиарейсов в Google.
Про приобретения Apple я подробно описал в отдельном посте. Данный пост завершает полную картину самых крупных приобретений в сегменте IT, абсолютно четко демонстрируя вектор развития цифровых гигантов и сферу их интересов.
Все сделки собраны мною в одном месте. Не благодарите.