В конце 2016 года, аналитическая компания J’son & Partners Consulting провела исследование сегмента общественного автомобильного транспорта с совместным использованием – каршеринга. Вывод – этот сегмент ждет значительный рост. Однако, я прогнозирую, что один из лидеров рынка «Делимобиль» скоро потеряет свои позиции лидера.
Для начала, давайте разберемся, что такое каршеринг. Обычно этим термином описывают несколько разновидностей ситуаций, при которых человек пользуется не собственным автомобилем.
Каршеринг имеет несколько различных бизнес-моделей:
- каршеринг – классическая аренда машины (car sharing), в т.ч. поминутная;
- сетевые агрегаторы такси (иногда называется ride hailing) – Яндекс.Такси, Uber, Gett, РуТакси;
- карпулинг (иногда ride sharing) – совместное одновременное использование автомобиля в случае поездки в одинаковом направлении. В 2015–2016 гг. данную модель начали использовать ряд крупных агрегаторов такси (например, Didi Chuxing, Uber, Gett). В нашей стране по такой системе развивается проект BlaBlaCar.
Прогнозы развития каршеринга в мире и в России
По оценкам Morgan Stanley, в 2015 г. использование каршеринга, включая сервисы типа Uber, составило 4% от длины всех поездок. А к 2030 г. этот показатель превысит 25%. По оценкам Global Market Insights, в 2015 г. в денежном выражении рынок каршеринга составил более 1 млрд $, а к 2024 г. он вырастет до 6,5 млрд $.
По разным оценкам зарубежных аналитиков, сегодня в каршеринге задействовано от 90 до 120 тысяч транспортных средств, но уже к 2020 году эта цифра может вырасти в 10 раз. Московский рынок каршеринга в 2016 году вырос на 400%.
Я видел цифры от столичного департамента транспорта, который в январе 2017 опубликовал статистику, согласно которой автопарк 5 основных провайдеров каршеринговых услуг Москвы («Делимобиль», Car5, YouDrive, AnyTime, BelkaCar) совокупно составляет 1,5 тыс. единиц. В системе столичного каршеринга уже зарегистрировано более 280 тыс. абонентов. А количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Отличные показатели!
Большие надежды возлагают эксперты и на 2017 год. Каршеринговые сервисы набирают популярность в России, растет число проектов и охват городов. Сегодня взять напрокат машину в Москве уже проще, дешевле и быстрее, чем дождаться такси. В обеих столицах о каршеринге знают 72% жителей. В ближайшие несколько лет эксперты ожидают, что в Москве рынок каршеринга вырастет минимум в 5 раз.
Помнится, я писал уже, что глобальный рост рынка каршеринга произойдет, когда автопроизводители начнут активно в него инвестировать. Что и случилось. В 2016 году сразу несколько автоконцернов вложились в этот сегмент, купив доли в профильных компаниях или запустив собственные платформы в развитых и развивающихся странах.
General Motors организовала совместный проект с Uber и инвестировала в одного из китайских операторов. Ford вложился в индийскую ZoomCar, BMW запустил свой собственный сервис в нескольких американских городах. Toyota вложилась в американский Getaround. А PSA Group (бренды Peugeot и Citroen) — в Communauto (один из основных канадских операторов каршеринга, а затем инвестировала $16 млн в компанию TravelCar, которая работает исключительно в Париже. Это не так глобально, но хороший знак.
И, наконец, в 2016 году международные инвесторы заинтересовались и российским каршерингом.
Итальянская Conсern General Invest через подконтрольные структуры аккумулировала более половины «Делимобиля», лидирующего на московском рынке. По различным оценкам, объемы инвестиций составили до 1,5 млрд рублей. Более молодая BelkaCar привлекла сначала $260 000 от BMT Private Equity основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. А чуть позже — еще €2,1 млн от европейского фонда прямых инвестиций Bryanston.
Мне нравится бизнес-модель каршеринга. Больше того, я открыто заявлял о том, что являюсь ее поклонником по ряду причин.
Во-первых, развитие каршеринга позволит на 50% повысить скорость городского движения (по данным аналитической компании Frost & Sullivan). Правда, при этом упадут продажи личных автомобилей — в 2020 году развивающийся каршеринг потеснит рынок частных автомобилей. Число пользователей сервиса в мире вырастет до 30 млн, а количество непроданных машин увеличится до 1,2 млн единиц (данные AlixPartners)
Исследователи McKinsey пошли дальше и спрогнозировали, что к 2030 году продажи личных автомобилей упадут на 2%. Предпосылки этой тенденции уже очевидны — только в Германии за последнее десятилетие число владельцев личных авто сократилось примерно на треть.
Но и плюсы очевидны — в глобальной перспективе использование автомобилей по модели каршеринга на 15% сократит выброс углекислого газа в атмосферу.
Но сегодня я хотел поговорить о другом.
Пара слов о том, что сдерживает развитие каршеринга в России.
Несмотря на всю свою привлекательность, каршеринг в России имеет несколько сугубо национальных «болевых точек». Во‑первых, наличие дешевых парковок. Чем их больше, тем активнее будет развиваться этот сервис.
И, к сожалению, без обязательной поддержки властей, выделяющих льготные места для организации таких парковок, развития инфраструктуры каршеринга в российских городах будет сдерживаться.
Во-вторых, косность самих россиян. Пока наши граждане настороженно относятся к каршерингу. Согласно опросу «Авто Mail.Ru», только 30% россиян готовы отказаться от личного автомобиля, а 51% автолюбителей заявили, что не променяют свой автомобиль даже ради очень короткой поездки.
На Западе автомобиль давно пошел по стопам мобильного телефона и стал расходным материалом. В нашей стране он играет роль статуса. В нашем обществе продажа легкового автомобиля, даже если нет возможности его использовать, – это совершенно немыслимая вещь.
Но я думаю, что по мере взросления наших автомобилистов, они также пойдут за тенденциями каршеринга. Как минимум, в мегаполисах. В провинции, где люди куда беднее, а расстояния куда больше, личный автомобиль еще долго будет оставаться насущной необходимостью.
Но даже не на это хотел обратить внимание.
Помимо, национальных сложностей, перечисленных выше, сами операторы создают себе немало трудностей. Уж казалось бы, ну не любят россияне ничего общественного, ан, нет. Самый популярный сервис в РФ называется «Делимобиль».
И такой бренд скоро будет сдерживать развитие. Компания срочно нуждается в ребрендинге. В-первую очередь ей надо отказаться от своего неудачного названия, в коннотации которого явно прослеживается непопулярный у россиян «коммунальный» акцент. Тогда в среднесрочной и долгосрочной перспективе она добилась бы куда больших успехов на этом рынке.
И хотя сейчас «Делимобиль» занимает 70% рынка, очень скоро, и только из-за своего неудачного названия, ее доля заметно сократится. Гораздо большим успехом будут пользоваться новые Youdrive, StreetCar, AnyTime и BelkaCar (занимает в Москве второе место по числу автомобилей в автопарке). В их названиях есть энергия и правильные эмоции, чего так не хватает «Делимобилю».
Чтобы сохранить свои лидирующие позиции, компании «Делимобиль» нужно срочно заняться ребрендингом.