Возможные сценарии развития рынка функциональных добавок спортивного питания моими глазами.
Очень много ныне крупных рынков сначала осваивались только мелкими компаниями. Малый бизнес — не приговор. Даже те глобальные бренды, которые сейчас на слуху у всех, начинали с родительских гаражей и подвалов.
Концентрация на таких могла быть настолько низкой, что число игроков исчислялось десятками, а то и сотнями и даже тысячами. Рынок спортивного питания РФ в настоящее время — яркий пример.
Спасает его сейчас то, что в силу своей закрытости, он не представляет интереса для государства. Пока.
Однако, на моей памяти очень много примеров, когда государственное регулирование начиналось неожиданно и буквально за считанные месяцы кардинально меняло привычную расстановку сил.
Вот и на рынке спортивного питания возможные сценарии развития могут быть следующими:
- Государство начинает интересоваться рынком и понимает, как его «прибрать» к рукам.
Усиливается контроль, ужесточается регулирование, изменяется законодательная база. Из сотен игроков остается 3-ка крупных, которые соответствуют новым правилам игры и готовы их принять.
По такому сценарию развивался рынок микроплатежей (где эти сотни компаний, принимающих деньги через терминалы оплаты?).
Горизонт трансформации рынка по этому сценарию — около 2х лет.
- Когда у государства нет ни компетенций, ни мозгов и оно не понимает/не знает, что делать с рынком, оно просто меняет законодательную базу, устанавливая полный запрет на рынке.
Пример: рынок кибервалют и биткойна.
Других вариантов нет: либо контроль, либо запрет
Запрет будет установлен до тех пор, пока в рамках частно-государственного партнерства у государства не появится партнер, который имеет нужные компетенции на рынке и готов выступить агентом государства, помогая последнему получать с рынка хоть какие-то дивиденды. Но главное — получить контроль за его развитием.
Моя оценка говорит о том, за 3, максимум за 4 года, такие «партнеры» обязательно должны проявиться…
Пока же ситуация на российском рынке спортивного питания будет развиваться по первому сценарию.
Причина тому — истерия с мельдонием, приведшая к дисквалификации всей российской сборной перед Олимпиадой в Бразилии. А поскольку в головах большинства госфункционеров спортпит = допинг, очень быстро произойдет отказ от поставок импортного спортивного питания российскими федерациями и изменение правил контроля российских производителей. Так что, ждите…
Смогут ли выжить мелкие производители? Тут все просто. Если они уделят особое внимание узкосегментным категория (1-3% от рынка), они смогут развиваться. Причем, даже достаточно успешно, поскольку узкие сегменты могут быть оооочччень маржинальными. И даже при снижении продаж производители смогут получать неплохие доходы.
Потом, правда, компании-гиганты обратят внимание и на эти сегменты. Но это другая история…