Я думаю, что у модели каршеринга в России нет будущего. И убъют её [и достаточно быстро] её же непутевые клиенты.
За неделю на дороге меня дважды (!) подрезали каршеринговые машины, с водителями которых обсуждать их поведение на дороге было бы просто глупо. Ну, есть такие водилы, если вы понимаете о чем я…
Какое будущее у каршеринга [могло бы быть]
Мэр Москвы Сергей Собянин гордо сообщает в своем Twitter, что по числу каршеринговых машин Москва обошла все европейские города. Со слов Собянина ежедневно в Москве каршеринговыми машинами пользуются около 25000 раз, а парк 14 каршеринговых компаний, работающих в столице, составляет около 9000 автомобилей. Мэр настроен позитивно и предполагает, что к концу года количество автомобилей краткосрочной аренды достигнет 10-15 тысяч авто.
В Петербурге каршеринг развивается также активно. По данным портала Каршеринг-инфо в Северной столице работает 8 каршеринговых компаний. Можно сказать, что совокупный парк авто каршеринга в 2-х столицах к концу 2019-года будет составлять около 20 тысяч машин.
И, казалось бы, перспективы у этой модели общественного владения автомобилем отличные, но я все больше перестаю верить в то, что каршеринг принесет пользу крупным городам.
Почему каршеринг умрёт
Причин, по которым каршеринг в РФ отомрет, несколько. Но самая реальная — это рост ДТП на дорогах городов из-за неадекватных клиентов.
Для клиентов каршеринга ситуация при ДТП просто великолепная! В случае попадания в ДТП, ответственность клиента каршеринга — «нулевая». А когда наш соотечественник ни за что не ответственен, на дорогах начинается вакханалия. Разбил арендную машину, пошел и взял другую. Продолжаешь создавать проблемы на дорогах…
Расширение парка за счет люксовых каршеринговых машин не добавит спокойствия. Бескультурные водители есть, что в Ладах, что в Мерседесах. И даже не знаешь, в каких сегментах их больше. Так, например, 18 декабря на набережной Адмирала Лазарева водитель разбил голубой каршенговый автомобиль Porsche Macan об ограждение и… сбежал с места происшествия. Вот если бы еще вместе с люксовым авто, в аренду выдавали бы luxury-мозги…
А с учетом перспектив расширения каршерингового парка — люксового или масс-маркет, ситуация на дорогах может стать катастрофической. Что же делать?
Например, в США, после роста числа аварий с машинами-автопилотами Тесла, государство всерьез взялось за регулирование отрасли. Наши власти тоже собираются законодательно регулировать рынок каршеринга, ужесточая правила. Меры своевременные, потому что статистика ДТП в крупных российских городах все больше напоминает боевые сводки.
Убийственные цифры
Смотрим на неутешительные цифры ДТП. У меня есть данные ГИБДД за первые 4 месяца 2019 года. Беру для анализа статистику аварий только по двум городам присутствия каршеринга – Москве и Санкт-Петербургу.
Так вот, по информации госавтоинспекции, за 4 месяца 2019-го года в Москве произошло 638 аварий, а в Питере – 423 аварии. В обоих городах 40 человек погибли и 1263 человек получили ранения. МВД сообщает, что по вине пользователей каршеринга произошло 104 ДТП. В общей сложности в них погибли четыре человека и получили ранения 135 человек.
Итак, из 1061 ДТП 104 происшествия произошли с участием каршеринга. Это почти 10%, что по сути очень много.
Чего ждать
Вариантов, по которым будет развиваться каршеринг, всего 3:
- Ждать, пока изменится культура поведения на дороге.
В это, если честно, я не очень верю. Ни в какой перспективе. - Предельно ужесточать условия доступа пользователей к каршеринговым машинам.
Не просто проверять наличие прав, но и проводить сложные тестирования на выявление скрытой агрессии за рулем, в частности, и вменяемости, вообще.
Вариант поднятия стоимости пользования услугами каршеринга не будет работать. «Невменосов» рост стоимости услуг не остановит. - Максимально ужесточить государственное регулирование отрасли
Читай, принять такие заградительные меры, что сегмент-то может быть и останется, но пользоваться им будет практически нереально.
Самые реалистичные из этих прогнозов приведут к серьезным ограничениям развития каршеринга. Может быть, это и правильно.
Вместо заключения
Предчувствую поток желчи от поклонников каршеринга (сам был таким 2 года назад). Вынужден беспристрастно отметить, что реально каршеринг не решает транспортных проблем в мегаполисах. И абсолютно точно не разгружает наши дворы.
Каршеринговые автомобили приезжают в мой двор регулярно на ночь, что совершенно не способствует решению проблем с дефицитом парковочных мест. Если сосед Вахид паркует свою шоху хотя бы по правилам, то каршероводам не то, что правила не писаны, но и просто здравый смысл отсутствует. Паркуются через жопу, чем создают ещё больше проблем теперь уже во дворах.
А если почитать рассказы очевидцев езды каршероводов, то становится совсем грустно. Водители каршеринга устраивают гонки на выживание, игнорируют правила разметки и не брезгуют обочинами. И если раньше нужно было опасаться на дорогах только таксистов, то теперь основную опасность представляют водители-каршероводы. В отечественном каршеринге очень наглядно виден сильнейший русский принцип «не своё — не жалко».
Так что, пусть уж лучше развивается городской общественный транспорт. Там тоже есть много точек для роста.