Euromonitor International опубликовали очередной доклад с ключевыми тенденциями потребительского рынка в 2018 году. В этот раз, аналитики выделили десять главных потребительских трендов.
Одним из главных трендов аналитики Euromonitor назвали дополненную реальность. Вообще, это тема для отдельного поста. В этом тренде больше спекуляций, чем реальности.
Но, пожалуй, самым важным моментом станет то, что предпринимателям все чаще придется подстраиваться под изощренные предпочтения пользователей. Современный маркетинг все больше зависит от того, насколько хорошо бизнес понимает, каким образом потребитель принимает решения. И наибольшего успеха достигают те, кто может на этот процесс повлиять. Решение о покупке зависит от множества факторов, а не только от одних лишь субъективных предпочтений.
В докладе Euromonitor выделено несколько потребительских категорий, но я бы рекомендовал обратить внимание на следующие две.
1. Недоверчивые потребители-исследователи
В этой группе собрались те, кому надоели товары масс-маркет. Эта категория готова потреблять персонализированные товары, склонна к лимитированным коллекциям. Их потребительское поведение зависит не сколько от желания купить вещь, сколько от желания купить уникальную вещь под свои потребности.
Для реального бизнеса подобная «недоверчивость» может быть использована для превращения таких потребителей в лояльных клиентов. Для этого компании проводят экскурсии на производство, знакомят потребителей с процессом изготовления продукта, предлагают самим принять участие в его создании, сделав свой уникальный продукт.
Например, Starbucks реализует программу, в которой кофейные зерна обжариваются прямо на глазах кофейни, при этом покупатели могут сами выбрать степень обжарки в зависимости от своих предпочтений и вкусов.
Такая стратегия работы с клиентами подойдет для швейных и обувных производств (пошив одежды и обуви под уникальные запросы). Локальные крафтовые пивоварни и рестораны могут готовить пиво и блюда, также исходя из пожеланий потребителя. Все эти мероприятия помогают наладить более тесную связь с потребителями.
Еще одним из вариантов работы с этой категорией потребителей является создание лимитированных коллекций и коллаборации, например одежный бренд может реализовать очень интересный проект с бургерной или фудтраком. Покупателям определенной марки можно предложить попробовать специализированное меню.
2. Потребители с активной жизненной позицией
Рост ответственности потребителей за последние годы сформировал целую категорию, которая все больше заставляет предпринимателей исследовать и учитывать мнения потребителей и менять поведение бизнеса.
Потребители становятся реальной силой, за их высказываниями в социальных сетях очень внимательно стали наблюдать, чтобы понять, какие настроения преобладают у их целевой аудитории.
Реальную силу показала акция #JeSuisCharlie, направленная против теракта в отношении сатирического журнала.
Учитывая этот тренд, бизнес становится ближе к потребителям. Уже никого не удивляет официальный ответ на претензии пользователей в соцсетях при первом же упоминании названия этой компании при помощи хештега.
Например, Билайн гораздо быстрее решает вопрос, если написать гневный пост в Твиттере с хештегом #Билайнуроды, чем тратить время на общение со службой поддержки по телефону. Если учесть, что по статистике 2017 года в Twitter ежедневно создавалось 125 млн хештегов, и львиная часть из них перекочевывала в Instagram и Facebook, этот тренд достаточно устойчив.
Ответственные потребители все больше осваивают мессенджеры. Вот что я получил на январских праздниках через WhatsApp.
Уверен, часть респондентов откликнется на этот призыв, даже несмотря на то, что это пришло в виде спама.
Поэтому, чтобы в 2018 году не было мучительно больно, предпринимателям придется очень внимательно работать с потребителями с активной жизненной позицией.
Клиенты перестают быть дураками и заставляют прислушиваться к себе, к своему мнению. Правда, зачастую это напоминает потребительский шовинизм. Но таковы реалии. И не считаться с ними, может стать очень большой ошибкой для бизнеса любого размера.