Экономика после окончания пандемии будет восстанавливаться очень медленно. Если уж быть совсем откровенным, возможно, мы наблюдаем конец тренда премиализации.
Соотношение цена-качество останется надолго первостепенным фактором. Но мне кажется, что диапазон оценки будет значительно сужен. Потребительская привычка оценивать параметры качества при более низких ценах будет еще очень долго доминировать.
Виной тому даже не смена потребительских предпочтений, а алгоритмы фильтров интернет-магазинов в новой онлайн-жизни. Фактически, пандемия загнала всех потребителей интернет. А в интернете, как вы сами знаете [или видели и привыкли], первый фильтр отбора предложений — с минимальной цены.
В интернет вынуждены мигрировать даже классические розничные каналы. Сетевые магазины — и супермаркеты, и дискаунтеры, создавая свои интернет-магазины или подключаясь к маркетплейсам, начинают играть по их правилам. Поэтому отбор предложений на их станицах также начинается с самого дешевого предложения.
И поэтому неискушенный потребитель остановит свой выбор максимум на первых двух страницах. Возможно, он купит таки товар не с самой низкой ценой, но гораздо дешевле, чем если бы выбор совершался у торговой полки в супермаркете.
Безисходная лояльность
Фундаментальная уверенность производителей в сохранении лояльности покупателей их брендам также пройдет проверку на прочность. Вера брендов в то, что им удалось воспитать «своего лояльного потребителя», который будет преднамеренно искать их продукты на полках страницах интернет-магазина, также кажется не вполне убедительной.
«Желтые ценники» уже так избаловали покупателей, что никто не помнит реальную розничную цену во многих категориях. Вот скажите, когда вы последний раз покупали стиральный порошок по обычной цене?
По моему мнению, ценовой диктат будет только усугубляться. Виной тому падение доходов населения из-за мер, предпринимаемых правительством РФ по борьбе с последствиями коронавируса COVID-19.
Что в сухом остатке
Пока доходы населения не будут расти как в допандемийное время — тренд премиализации под угрозой. И чем дольше потребители будут смещать акцент на онлайн-покупки — тем больше риски для многих продуктовых премиум-категорий.
Конечно, это только гипотеза. Но давайте вернемся к ней, когда вся эта истерия с коронавирусом спадет. Пусть лучше я ошибусь, чем тренд премиализации умрет окончательно…