Откуда же взялось утверждение, что 90% вновь создаваемых предприятий из категории малый и средний бизнес разоряются после первого года существования?
Не так считали…
Как-то готовясь к выступлению перед собственниками малого-среднего бизнеса на каком-то семинаре, мне на глаза попались данные, что «90% вновь создаваемых предприятий малого бизнеса разоряются после первого года существования». Тогда разбираться было недосуг, но в голову цифирька врезалась…
И вот, на прошлой неделе, на очередной конференции для малого бизнеса, я вновь услышал, что одним из факторов нежелания начинать собственный бизнес является боязнь того, что… «90% вновь созданных бизнесов разоряются в первый год работы».
На фоне таких убийственных данных, желание стартовать в собственном бизнесе у большинства наших сограждан пропадает. Да и у меня бы пропало! Поэтому давайте в этой горе-статистике разбираться.
Есть цифры, данные и… статистика
1) Начнем с того, что никакой репрезентативной статистики по России вообще нет
Авторы этой фразы, скорее всего опираются на статистику МФНС. И, слабо понимая, как работает отечественный бузинес, делают неправильные выводы. На деле знаю массу случаев, когда по отчетам «ноль», а бизнес ведется и чувствует себя довольно неплохо.
Закрываются такие конторы-одногодки не потому, что разоряются (вывод горе-эксперта), а совершенно по другим причинам, если вы понимаете… А если не сами, так прикроет налоговая, тем самым «поправив» статистику успешности стартапов.
Так что, цифры цифрами, а жизнь — жизнью.
2) 90% — цифра надуманная
Если введете в поиске Яндекса запрос «сколько предприятий малого бизнеса закрываются в первый год», разброс будет от 50% до 90%. Думаю, даже сама Опора России не знает реальную российскую статистику по предприятиям МСБ. Хотя, вы лучше спросите у них.
У меня сложилось стойкое ощущение, что мем-установка «90% предприятий разоряются в первый год работы», возник из-за неправильного перевода иностранных источников
3) Поэтому обратимся к западным источникам
Вот, где всё считают! И публикуют. Но, почему-то, отечественные переводы имеют очень сильные разночтения с оригиналом. Грешу на переводчиков.
Знаете, были есть такие горе-толмачи, которые переводят статьи ПРОМТ автоматическими системами перевода. Ну, и, кажется мне, что они что-то не так поняли. А кажется это мне не просто так, а потому, что реальная статистика иная.
По данным Cognetics, статистика выживаемости малых предприятий в США следующая: первый год — 85%; второй год — 70%; третий год — 62%. (Есть данные до десятого года включительно, но к данной статье они отношения не имеют).
4) Те же предприятия, которые все-таки закрываются в первый год работы, оказывается в большинстве своем вовсе не разоряются
Они закрываются по причине, связанной совсем не с доходностью, а по другой. Сформулировал ее Дэвид Бирч, глава исследовательской фирмы из США. Называется она «cиндром «Я не знал».
Представьте, что начинающий предприниматель зачастую совершенно не знает, сколько сил и времени требуется, чтобы управлять собственной компанией. Услуги оказывать — это самое простое. А вот вести бухгалтерию, платить по счетам, выплачивать зарплату, нанимать и стимулировать персонал, сдавать отчетность, да мало ли еще что. И столкнувшись с реальностью, многие просто считают за лучшее вернуться к относительно беззаботному существованию наемного работника и «прикрывают лавочку» (из книги Ронды Абрамс «Библия малого бизнеса», стр. 25).
Расти большой
Кстати, есть и плохая новость. Если вы собираетесь открыть собственный ресторан, то знайте, что по той же американской статистике из вновь открытых 10 ресторанов действительно 6 (!) закрываются в первые три года. У нас ситуация на ресторанном рынке, думаю такая же, если не хуже.
И вроде бы количество точек общепита у нас отстает от США, но все равно мой опытный глаз, увидев новый ресторан на улицах родного города, после первого же посещения способен достаточно точно оценить [примерный] срок, когда он закроется. Причины этого я как-нибудь расскажу в отдельном материале, напомните мне об этом.
Напоследок, открою страшную тайну: бизнес (как и жизнь) — напоминает «зебру». Всё идет полосами: полоса белая — полоса черная — белая — черная. Бывает, что иногда наступает жопа, но, на самом деле реальность такова, что преуспеть в собственном бизнесе у вас гораздо больше шансов, чем прогореть.
Так что, удачи!
Я — Алексей Аникин, автор этого блога, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своим мнением? Оставьте отзыв внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение — воспользуйтесь контактами. Давайте знакомиться!