Откуда взялось утверждение, что 90% вновь создаваемых предприятий из категории малый и средний бизнес разоряются после первого года существования?
Как-то готовясь к выступлению перед собственниками малого-среднего бизнеса на каком-то семинаре, мне на глаза попались данные, что «90% вновь создаваемых предприятий малого бизнеса разоряются после первого года существования». Тогда я не стал особенно напрягаться по этому поводу, но в голову цифирька врезалась…
И вот, на прошлой неделе, на очередной конференции для малого бизнеса, я вновь услышал, что одним из факторов нежелания начинать собственный бизнес является боязнь того, что… «90% вновь созданных бизнесов разоряются в первый год работы».
На фоне таких убийственных данных, желание стартовать в собственном бизнесе у большинства наших сограждан пропадает. Да, и у меня бы пропало! Поэтому, давайте в этой горе-статистике разбираться.
Есть цифры, данные и… статистика
1) Начнем с того, что никакой репрезентативной статистики по России вообще нет. Авторы этой фразы, скорее всего опираются на статистику МФНС. И не понимая, как работает бизнес, они делают неправильные выводы. Я знаю массу случаев, когда по отчетам «ноль», а бизнес ведется и чувствует себя довольно неплохо. И закрываются такие конторы не потому, что разоряются (вывод горе-эксперта), а совсем по-другим причинам, если вы понимаете… Так что, цифры цифрами, а жизнь — жизнью.
2) 90% — цифра надуманная. Если введете в поиске Яндекса запрос «сколько предприятий малого бизнеса закрываются в первый год», разброс будет от 50% до 90%. Думаю, даже сама Опора России не знает реальную российскую статистику по предприятиям МСБ. Хотя, вы лучше спросите у них.
У меня сложилось стойкое ощущение, что мем «90% предприятий разоряются в первый год работы», возник из-за неправильного перевода иностранных источников
3) Обратимся к достоверным западным источникам. Вот, где всё считают! И публикуют. Но, почему-то, русские переводы имеют очень сильные разночтения с оригиналом. Грешу на переводчиков.
Знаете, были есть такие горе-эксперты, которые переводят статьи ПРОМТ автоматическими системами перевода. Ну, и, кажется мне, что они что-то не так поняли. А кажется это мне не просто так, а потому, что реальная статистика иная.
По данным Cognetics, статистика выживаемости малых предприятий в США следующая: первый год — 85%; второй год — 70%; третий год — 62%. (Есть данные до десятого года включительно, но к данной статье они отношения не имеют).
4) Те же предприятия, которые все-таки закрываются в первый год работы, оказывается в большинстве своем вовсе не разоряются.
Они закрываются по причине, связанной совсем не с доходностью, а по другой. Сформулировал ее Дэвид Бирч, глава исследовательской фирмы из США. Называется она — «cиндром «Я не знал».
Представьте, что начинающий предприниматель зачастую совершенно не знает, сколько сил и времени требуется, чтобы управлять собственной компанией. Услуги оказывать — это самое простое. А вот вести бухгалтерию, платить по счетам, выплачивать зарплату, нанимать и стимулировать персонал, сдавать отчетность, да мало ли еще что. И столкнувшись с реальностью, многие просто считают за лучшее вернуться к относительно беззаботному существованию наемного работника и «прикрывают лавочку» (из книги Ронды Абрамс «Библия малого бизнеса», стр. 25).
Кстати, есть и плохая новость. Если вы собираетесь открыть собственный ресторан, то знайте, что по той же американской статистике из вновь открытых 10 ресторанов действительно 6 (!) закрываются в первые три года. У нас ситуация на ресторанном рынке, думаю такая же, если не хуже.
И вроде бы количество точек общепита у нас отстает от США, но все равно мой опытный глаз, увидев новый ресторан на улицах родного города, после первого же посещения способен достаточно точно оценить [примерный] срок, когда он закроется. Причины этого я как-нибудь расскажу в отдельном материале, напомните мне об этом.
Напоследок, открою страшную тайну: бизнес (как и жизнь) — напоминает «зебру». Всё идет полосами: полоса белая — полоса черная — белая — черная. Бывает, что иногда наступает жопа, но, на самом деле реальность такова, что преуспеть в собственном бизнесе у вас гораздо больше шансов, чем прогореть.
Так что, удачи!