Технологии виртуальной реальности (VR) могут быть эффективным и доступным способом воспроизведения различных сред при проведении тестирования пищевых продуктов потребителями.
Потребительское тестирование является важным шагом для многих пищевых брендов перед выводом продуктов на рынок. Но это может быть очень дорогостоящим и утомительным процессом, чтобы учесть все параметры для участников дегустаций.
Последние данные исследований нашли очень важные факторы, которые нужно соблюсти при проведении тестирований. Например, исследователи из Корнелльского университета (США, штат Нью-Йорк) установили, что органолептическая оценка продуктов питания может очень сильно зависеть от окружающей среды, в которой проводится дегустация.
«Сенсорный контекст» очень сильно влияет на восприятие пищевых продуктов, заявили ученые по результатам нескольких проведенных тестирований. И очень важная часть потребительского опыта приема еды определяется средой, в которой мы принимаем пищу.
Например, исследования показали, что идентичная еда, подаваемая в ресторане для гурманов, по сравнению с фастфудом с пластиковыми подносами и столами, приводит к разным представлениям о качестве еды (Garcia-Segovia, Harrington&SEO, 2015).
Еще в одном исследовании, в котором тестировались крекеры, газированная вода и йогурты, результаты показали более высокие оценки при употреблении продуктов дома, по сравнению с употреблением на улице (Boutrolle, Delarue, Arranz, Rogeaux&Koster, 2007).
Вывод простой, чем точнее нужно получить ответы потребителей, тем больше среда, в которой проводится дегустация, должна походить на ту, в которой ЦА планирует потреблять продукт. То есть дегустационные комнаты в офисах исследовательских компаний уже больше не гарантируют правильных результатов. Перед индустрией замаячили новые затраты на «создание интерьеров». И тут на помощь пришли технологии виртуальной реальности.
Методика и результаты
На применение виртуальной реальности для создания «окружающей среды» в последнее время стали возлагать большие надежды многие группы исследователей. Использование VR может обеспечить экономически эффективный и удобный способ для производителей продуктов питания проводить тесты, чем традиционные методы исследования.
Виртуальная реальность уже активно применяется при проведении дегустаций. Например, в пилотном тесте с использованием гарнитуры виртуальной реальности, 50 участников попросили попробовать 3 идентичных образца (участники не знали, что образцы были одинаковыми) сыра с голубой плесенью в трех различных виртуальных контекстах: комната для дегустаций в научном центре центре Университета Корнелла, скамейка в парке и молочная ферма.
Перед проведением эксперимента, участникам предложили в обучающем видео оценить различные воображаемые стимулы (например, яркость сонечного света, громкость газонокосилки и др.). Респонденты оценивали вкус сыра по 9-ти бальной оценке, включающей соленость и остроту вкуса трех образцов.
Как и предполагали исследователи, участники почувствовали более резкий запах в условиях виртуальной молочной фермы по сравнению с другими виртуальными средами. Также участницы-женщины сообщили о более высоком восприятии остроты и солености во всех трех виртуальных средах по сравнению с мужчинами.
Подобные данные очень сильно помогают маркетологам производителей координировать свои рекламные активности, по разному информируя различные целевые аудитории об особенностях продуктов.
Не реальная реальность
Результаты тестирования технологий виртуальной реальности при создании различных виртуальных сред для респондентов, подтвердили концепцию, что погружение в виртуальную реальность может обеспечить нужный контекст для сенсорных оценок, достаточный для изменения восприятия пищевого продукта участниками дегустаций.
Подход использования технологии VR предлагает явные преимущества с точки зрения удобства и универсальности по сравнению с искусственно созданной физической средой.
Остается гадать, когда этот опыт переймут российские исследователи и производители…