Clubhouse вряд ли взлетит выше, могу сказать я со всей ответственностью. Вижу несколько причин, которых достаточно для того, чтобы предположить подобное, чем и хочу с вами поделиться.
П***еть — не мешки ворочать
Если найти хайп цикл digital маркетинг Gartner от 2010 года, вы увидите, что многие из технологий социального взаимодействия, которым предрекался бум десятилетие назад, до сегодняшней поры или не дожили, или превратились в такие себе нишевые форматы.
Я выдержал в Clubhouse 2,5 ивента. Темы были интересные, аудитории тоже, но вся эта история в стиле слоу-медиа требует невероятно огромного количества времени. Которого мне, честно, жаль.
До сих пор не понимаю, откуда вообще у народа столько свободного времени. Ладно политики, им трындеть положено, но маркетологи-то???
Да, за последний год народ истосковался по разговорам. Хотя время не причем. Человек вообще любит поговорить. Особенно, русский человек. Говорение — одна из наших ярких национальных черт характера. Мы любим детализировать информацию, рассказывать мельчайшие подробности. И ждем этих подробностей от других. Правда говорить мы любим часто ради самого процесса.
Теперь представьте, что вам предоставили аудиторию — получился Clubhouse.
Долой эмоции
Первое, что будет играть против Clubhouse. Он не дает возможности в разговоре проявиться ещё одной национальной отличительной черте человека — эмоциональной искренности в общении.
В обычном разговоре мы практически не скрываем своего настроения. Наше лицо отражает все переживания и метания («у него все на лице написано»).
Clubhouse выстраивает безэмоциональный голосовой поток, а его ценность со временем будет падать. Потому что меня на 90% заражают именно визуальные эмоции спикера («да из него энергия так и прет»), и лишь на 10% воздействует голос.
И еще один момент. Для нашего человека больше важен разговор по душам, чем светское общение. Ну не верим мы в потенциал спокойных безэмоциональных светских бесед [«ни о чем»]!
Go не Slow
При всем при том, что к подкастам я отношусь положительно. И слушаю их на совершенно разных платформах и ресурсах. Правда, в довольно специфичном стиле.
Пару месяцев назад меня пригласили экспертом в исследование по развитию когнитивных способностей, целью которого было увеличение скорости прослушивания звукового контента (подкасты, аудиокниги) без потери качества в усвоении.
Теперь я слушаю аудиокниги на скорости х2.0, то есть усваиваю информацию в 2 раза быстрее, чем она была наговорена. Для подкастов максимальная скорость у меня получается 1.7-1.8 (это очень сильно зависит от специфики выступления спикера — некоторые говорят очень быстро, приходится снижать скорость).
То есть, я натренировался перерабатывать аудиоконтент примерно в 2 раза быстрее, что, согласитесь, дает мне прекрасную возможность увеличить объем обрабатываемой информации и экономить драгоценные часы.
Clubhouse же оставляет мне единственную возможность слушать спикера исключительно в реальном времени. Слоу-медиа. Хотя это тоже тренд, но не для маркетолога. И я больше ставлю на олдскульное личное общение, которое всегда будет ценится выше. Поэтому и здесь низко оцениваю возможности этой платформы.
Что для маркетологов хорошо, то необязательно хорошо…
Для маркетолога что важно, когда он рвется к своей ЦА? Регулятивность и доминантность в общении. Clubhouse дает имитацию подобного, поэтому количество неофитов, жаждущих получить инвайт, зашкаливает.
Коллегам нужен доступ к благодарной аудитории. Надо срочно пытаться изменить её мнение по отношению к тому продукту, идее или услуге, которые занимают наше внимание [их же продвинуть и продать нужно]. И если слушатели готовы внимать спикеру — это прекрасно! Что и происходит сейчас в Clubhouse.
А уж кто из коллег не любит в разговоре блеснуть, завладеть вниманием, рассказать какой-либо факт, известный только ему (у многих народов – наоборот). Маркетологи как никто другой (за исключением менеджеров проекта) любят много и охотно рассказывать о себе, о своем опыте, кейсах, взглядах и т.п.
Это тот самый момент, который расплодившиеся специалисты по «успешному успеху» первым рекомендуют для «персонального брендинга». Без которого, собственно, ни один специалист по маркетингу себя представить уже не может.
Это действительно так! Но время выметет подобных из сети довольно быстро. Какая-то часть реально ценных спикеров останется, но большинство собратьев по цеху, которые надеются на чудо возможность продолжать пиариться в Clubhouse бесконечно, завершится.
Выводы про Clubhouse
Тем у кого есть много времени [и желания слушать разновариативность голосов спикеров] — Clubhouse подходит. Со временем он станет таким нишевым форматом для олдскульных аудиалов, которые воспринимают аудиопоток исключительно в реальном времени.
Таких примерно 20%. Поскольку приложение работает только на iPhone, путем несложных вычислений можно сказать, что доля активных пользователей Clubhouse едва ли дотянет до 3% населения.
Для формата социальных аудио профессионального назначения этого может быть и достаточно, а для хайпа — нет. То, что для Clubhouse будет всё сложнее расти вширь, я не сомневаюсь. Осталось ему недолго. Произойдет это даже не через год, а гораздо быстрее.
Я отпускаю для этой сети ещё примерно 7-9 месяцев. И, если я прав, уже к сентябрю этого года хайп спадет. Давайте проверим.