Рассказываю о жизни психиатра-пророка, открывшего в своих исследованиях способ манипуляции, которым успешно пользовалось американское правительство
Нет пророка в своем Отечестве
«Моя жизнь внутри — это революция, а снаружи — комедия».
Так писал в 1919 году Вильгельм Райх — ученик Фрейда, знаменитый гуру психоанализа и, по совместительству, — главный враг США.
В моей библиотеке есть 2 книги австрийско-американского психолога, одного из основоположников европейской школы психоанализа и ученика Фрейдa «Сексуальная революция» и «Психология масс и фашизм», купленной в начале 90-х годов и ставшей одной из моих любимых книг по психологии толпы, наравне с «Психологией народов и масс» Гюстава Лебона.
На днях, мне [не]случайно (?) попался фильм 2012 года «Странное дело Вильгельма Райха» (The Strange Case of Wilhelm Reich), в котором рассказывается о неприятном периоде последних лет жизни одного из отцов сексуальной революции, попавшего под пресс американского правосудия.
Его мечта об освобождении человеческой индивидуальности, сделала его опасным противником американской системы, стремящейся после 1945 года к глобальной гегемонии, и использовавшей для этого все доступные средства. Причиной преследования психиатра-пророка стали опасения американского правительства, что в своих исследованиях он чуть не открыл способ манипуляции, которым до этого так успешно пользовалась власть.
От секс-гуру до врага государства
Мы знаем Райха как ученого, который еще в 1920-х годах радикализировал фрейдовскую теорию либидо в теорию оргазма. Он впервые описал психологию фашизма, а позже определил диагноз невроз как массовое явление.
Райх вступил в Коммунистическую партию Австрии, затем перебрался в Берлин, чтобы присоединиться к КПГ. Тогда же он написал свою книгу «Психология масс и фашизм» (вышла в 1933 году). Фашизм у Райха, имеет не столько социальную, сколько биологическую природу и служит выражением иррациональности психологической природы человека, первичные биологические потребности которого подвергались подавлению.
Книга была запрещена нацистами. В 1939 году ученый был вынужден бежать из Германии, спасаясь от национал-социалистов.
С 1940-х годов Райх проводил малоизвестные паранаучные исследования в области материи, которую он назвал оргонологией. Уже в США ученый основал Институт оргона, где продолжил свои исследования биоэнергии. По словам Райха, эта энергия может быть сосредоточена в «оргонных аккумуляторах» и является биофизической основой его терапии для освобождения человеческой индивидуальности.
Об этом и рассказывает фильм «Странное дело Вильгельма Райха» австрийского режиссера и продюсера Антонина Свободы.
Спасибо Google, который сообщил о том, что у того же режиссера в 2009 году уже был снят телевизионный документальный фильм под названием «Кто боится Вильгельма Райха?». Раньше его можно было посмотреть на YouTube, пока пользователь Verein Anti-Piraterie не заблокировал видео из-за нарушения авторских прав. И сюда дотянулась рука американской системы, которой очень не хочется, распространять информацию о делах давно минувших дней.
Противоречивый психиатр
В «Странном деле Вильгельма Райха» Свобода продолжает свой рассказ о жизни гуру сексуальной революции. Основное внимание в фильме уделяется последним годам жизни Райха в США, когда ученый с мировым именем вызвал недовольство американских авторитетов в области здравоохранения и атомной энергетики, а заодно нетерпимых властей и вездесущих спецслужб.
Едва ли сегодня кто-нибудь знает, что произошло тогда. После охоты Маккарти на ведьм и в общей обстановке американской паранойи, Райху запретили исследовать оргонологию и потребовали уничтожить «оргонные аккумуляторы» и все его книги. Трудно представить, но спустя десять лет после победы над фашизмом, произведения Райха были публично сожжены в Соединенных Штатах под наблюдением Управления по контролю за продуктами и лекарствами. FDA настаивало на том, чтобы сжечь все опубликованные работы психиатра.
В ходе сфабрикованного дела, Райху было предписано прекратить свои исследования и перестать публиковать «ложные материалы», чего он делать категорически отказался. И в результате был приговорен к двум годам тюремного заключения за «игнорирование решений суда».
Райх скончался в 1957 году, будучи в тюремном заключении, при невыясненных обстоятельствах. Вскрытие не производилось. До сих пор темная история его кончины покрыта пеленой тайны.
Забытый сексуальный революционер
Сегодня Вильгельм Райх почти забыт. Хотя спустя десятилетия после его таинственной кончины, он был вновь открыт, как разоблачитель либерального фашизма, а его сочинения стали источником вдохновения для бунта 68 года, подобного которому вряд ли будет еще в мировой истории.
Пользуясь случаем, рекомендую книгу Марка Курлански «1968. Год, который потряс мир». Уникальность бунта 68 года в том, что несмотря на возмущение людей, вызванное разными причинами, у бунтующих была одна объединяющая черта — отчетливая неприязнь к авторитаризму, в какой бы форме он ни проявлялся.
Собственно, фильм пытается ответить на вопрос, было ли безумием верить в свободу человека или Райх, будучи глобальным мыслителем, наблюдал далеко идущие социально-политические связи, и просто оказался не в том месте и в неподходящее время?
У Свободы Райх показан как раскрепощенный мыслитель, живший в эпоху конформизма. Послевоенные США были наполнены антиконформистами, наблюдавшими упадок американской индивидуальности в массовой культуре. Оргонные аккумуляторы Райха они рассматривали, как чудодейственные коробки с эффектом виагры, которые могли бы восхвалять такие апологеты мужского обновления, как Джек Керуак или Норман Мейлер.
Безнадега для эстетов
Весь фильм — это история напряженности между наукой и политикой. Особо примечателен международный актерский состав. Картину стоит посмотреть даже ради того, как иногда они вдруг принимают совершенно раздражающие точки зрения.
Упрямый Райх в исполнении Клаус Марии Брандауэра («Из Африки»), лично у меня периодически, словно сектант, пересекает границы между нормальностью и безумием. Но у Свободы он остается одиноким героем, человеком, который не идет на компромисс с тоталитарной системой, который знает, что держится за безнадежное дело и гордится этим.
В беседе с психологом во время своего задержания, зритель, подобно Райху, также должен воскликнуть: «Кто здесь сумасшедший? Вильгельм Райх или общество?» Такое нагнетание истерии заговора ставит фильм наравне с добротными политическими триллерами последних лет.
Из минусов. Качество любительского русского перевода сильно хромает. Помимо явных ошибок из-за человеческого фактора (например, спутаны даты), для переводчицы оказалась неподъемной еще и профессиональная лексика. Местами ты просто догадываешься, что имелось ввиду. Для этого нужно разбираться в особенностях учения Райха. Именно в такие моменты особенно жалеешь, что не знаешь свободно язык, чтобы смотреть фильм в оригинале.
Кстати, фильм Антонина Свободы заслужил награды Austrian Film Award 2014 года сразу в 5-ти номинациях: лучший актер, художник-постановщик, художник по костюмам, грим и музыка.
Печально, что до сих пор на Кинопоиске нет ни одного отзыва о фильме от российских зрителей…