Чем дальше человек от дома, тем он радостнее. Об этом говорят результаты исследования постов в twitter, проведенного математиком, профессором Кристофером Данфортом из университета штата Вермонт.
Наблюдение за счастьем
Ученые широко используют социальные сети для оценки настроений людей. twitter — один из лучших источников информации о состоянии человека. Во-первых, твиты менее продуманны, чем, к примеру, ответы на вопросы (традиционные методы сбора информации для социологов). Во-вторых, в twitter накапливаются огромные объемы данных, по которым возможен автоматический поиск. И, в-третьих, аккаунты содержат информацию о владельцах.
А поскольку любые изменения в общественных настроениях, как, например, социальные волнения или недовольство обязательно отражаются в постах в twitter’е и других социальных сетях, соответствующие структуры и правительства все больше интереса проявляют к социальным сетям.
Данфорт-соколлеги искали связь между тем, какое настроение было у авторов сообщений, и тем, где они находились, когда писали. Ученые пытались понять, как содержание твита и настроение его автора меняются в зависимости от того, как далеко отправитель находится от дома.
В twitter примерно 1% твитов содержит сведения о широте и долготе, на которых находился мобильный телефон отправителя. Эти данные доступны благодаря GPS, определяющей местоположение телефона с точностью до 10 м. Из этих твитов исследователи составили базу данных в 37 млн сообщений, отправленных 180 тыс. пользователей со всех уголков планеты.
Отсчет и счастье
Как же вычислить, где дом и отправная точка отсчета?
Всякий раз, когда человек звонит, его телефонный оператор определяет и записывает, откуда сделан звонок. В 2008 году в США благодаря этому отследили траектории передвижения 100 тыс. анонимных пользователей.
И снова выяснилось, что люди регулярно звонят из одних и тех же мест (люди же как муравьи). И лишь иногда их звонки поступают из каких-то весьма далеких точек. Данфорт и его коллеги обнаружили, что большинство людей чаще всего звонят из двух локаций, и предположили, что это и есть работа и дом.
Дальше встал вопрос, как меняется тон сообщения в зависимости от того, где находится отправитель: у себя дома, на работе или где-то дальше?
Чтобы оценить «настроение» твитов, исследователи разработали так называемый гедонометр — алгоритм, который ищет в тексте слова, выражающие позитивные (например: «новый», «большой», «кофе» или «обед» и т.д.) или отрицательные эмоции автора («нет», «не», «ненавижу», «черт», «скучно» и т.д.) . Затем гедонометр присваивает каждому сообщению определенную «категорию радости».
Цифры счастья
Оказалось, что средний коэффициент радости резко снижается в радиусе, когда автор находится на расстоянии 1 км от офиса. А когда расстояние увеличивается до нескольких тысяч километров, то и коэффициент радости заметно растет.
Исследователи получили доказательство, что люди менее радостны на работе и счастливее всего тогда, когда удаляются от дома на приличное расстояние. Во всяком случае так обстоят дела у 15% взрослых англоговорящих пользователей twitter, использующих геолокацию в своих твитах.
Насколько репрезентативны результаты исследования? Скорее всего, не очень. Ведь twitter почти не используют пожилые люди, а значит, они не были охвачены исследованием.
В общем, пока итоги подводить рано, однако уже сейчас очевидно, что у пользователей, которые чаще других оказываются очень далеко от дома, и твиты позитивнее. По-видимому, это связано с их более высоким социально-экономическим статусом: они чаще отдыхают, дальше летают, имеют больше возможностей, что делает их счастливее.