Щелочная вода очень сильно влияет на ряд ключевых потребительских тенденций. Этот тренд способен обеспечить максимальный рост категории бутилированной питьевой минеральной воды — одного из самых перспективных сегментов рынка функциональных напитков.
У щелочной воды уровень кислотности должен должен быть выше 7 pH. И обычно до 10 pH, потому что потом пить ее невозможно. Кроме того, для такой воды характерно преобладание ионов гидрокарбонатных солей и натрия, что и обеспечивает благотворное воздействие на организм.
Мы хорошо знаем эти минеральные воды, так еще в Советском Союзе врачи рекомендовали их при целом ряде заболеваний, в основном, желудка и пищеварительного тракта. Однако их полезное действие гораздо шире.
Внутренняя среда организма человека, кроме желудка и кожи, имеет щелочную среду, поэтому потребление щелочной воды способствует восстановлению кислотно-щелочного баланса организма. А поскольку организм человека состоит на большую часть из воды, поэтому важно контролировать баланс рН.
Для ЗОЖ и для жизни
Обычно щелочная вода добывается из природных источников с естественно высоким pH, либо улучшается в процессе обработки для получения повышенного pH. Большинство подобных напитков позиционируются как высококачественные продукты для ЗОЖ и активного образа жизни. В рознице их цена может быть на 30%-100% выше простой питьевой воды.
Мировые продажи щелочной воды по данным аналитической компании Zenith Global быстро приближаются к рубежу $1 млрд. Только за 2017 год они выросли на 18% и составили $631 млн. С 2013 года средний показатель роста в сегменте составил 10%. И по предварительным данным 9 месяцев 2018 года, по результатам года продажи еще больше ускорятся. Рост продаж щелочной воды аналитики связывают со снижением спроса на газированные безалкогольные напитки с высоким содержанием сахара.
Хотя в США продажи щелочной воды с 2013 года увеличиваются более чем на 40% ежегодно, Северная Америка является для производителей таких напитков скорее рынком наблюдений.
Крупнейший рынок щелочной воды это Азиатско-Тихоокеанский регион. Однако, он и самый медленно растущий — рост около 3% ежегодно. Поэтому, кроме Северной Америки самым привлекательным рынком является Западная Европа. Там темпы роста категории составляют 50% в год.
Лидеры рынка
На растущем американском рынке крупнейшие бренды щелочной воды Essentia (pH 9,5) и Core (pH 7,4), приобретенный недавно Dr Pepper, марка с розовой горной солью с Гималаев Alcaline88 и новый запуск от Coca Cola — smartwater alcaline (pH 9,0).
Крупные не американские марки — Ново-Зеландская натуральная минеральная вода 1907 (pH 7,8-8,2), ионизированная вода из Великобритании Actiph (pH 9,0) и природная щелочная вода «pH 8» из Южной Австралии.
Главный национальный бренд минеральной воды в РФ — Ессентуки. В него входит много разновидностей, но щелочными считаются только 2 вида: Ессентуки №4 (мой выбор) и Ессентуки №17 (из-за повышенной минерализации не рекомендуется пить в больших объемах). К тому же, мне не очень нравится ее специфический вкус.
Кроме этого, много щелочных источников минеральных вод находится в Ставропольском крае. На полках магазинов можно встретить щелочные воды «Славяновская» и «Смирновская». С дистрибуцией у них не очень, поэтому если вы увидите их в продаже, смело берите — прекрасное сочетание цены и качества.
Праздник, чтобы #Боржомить
Одним из лидеров этого сегмента в нашей стране является хорошо известная с советских времен грузинская вода Боржоми, принадлежащая международному холдингу Georgian Glass & Mineral Water/IDS. В этом году производитель порадовал чумаче свежей рекламной кампанией «Расскажи Снегурочка, где была? #Боржомила.»
Из грузинских напитков в моем рейтинге есть еще грузинская минеральная вода Саирме, но Боржоми — явный лидер и по маркетинговым активностям, и по вкусу, и по кислотному составу.
Вангую, скоро компании из бывшего СССР смогут стать мишенью для поглощений международных гигантов. Не зря Coca Cola стремится в столь привлекательный сегмент со своим smartwater alcaline. Общенациональный запуск в США запланирован на март 2019 года. Однако недавно в кафе на Ленинградском вокзале Москвы я видел стойку с этой водой. Кока кольщики явно добавят новый импульс для роста этой категории.