Социально-пивные доказательства истины…

Привычный ныне термин «массовое сознание» мы употребляем как само-собой разумеющееся. Вряд ли кто-то сейчас задумывается о том, что ещё каких-то 50 лет назад, само предположение о существовании этого феномена у людей звучало революционно.

Социальные доказательства истины в пиве

Что управляет массами

Автор словосочетания «массовое сознание» – один из основателей российской социологии Борис Андреевич Грушин. Сделал он это открытие в СССР, в далеком 1964 году. Причем, заслуга Грушина была не только в том, что он «открыл новый, не известный до сих пор науке, не описанный объект», который назвал «массовым сознанием» – Грушин указал на его отличия от того, что принято называть «общественным мнением».

Как было дело. Ученый изучал результаты опроса Института общественного мнения «Комсомольской правды», посвященного разводам в СССР, и встретил несколько анкет с абсолютно идентичными ответами. Они были составлены совершенно разными людьми, разного пола, жившими в разных частях нашей страны, никогда не знавшими друг-друга и никогда не участвовавшими ни в каких совместных мероприятиях.

Их ответы содержательно отличались от официальной точки зрения на причины разводов, принятой в СССР. И тот факт, что они были написаны как близнецы-братья, нельзя считать ни штампом государственной пропаганды, ни штампом средств массовой информации. Это нечто совершенно иное – «штамп сознания», как назвал это ученый. Это было удивительным открытием!

То есть в мышлении человека – даже в мышлении советского человека, – есть нечто, отличное от навязанного партийной пропагандой. Исследования Грушина наглядно доказывали – да, есть. И весьма многое! Массовое сознание Борис Андреевич исследовал до конца своей жизни (он умер в 2007 году).

В 1987 году в издательстве Политиздат вышла книга Б. А. Грушина «Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования» – первая специальная работа, посвященная анализу массового сознания как особого типа общественного сознания, его природы, основных характеристик, условий возникновения и функционирования, его соотношения с процессами, происходящими в обществе в сферах экономики, политики, культуры, идеологии.

Книга тут же стала бестселлером (а сейчас еще и букинистическим раритетом). Пытливый ум может найти её. Поэтому крайне рекомендую сие издание к прочтению всем специалистам по маркетингу, а не только журналистам и социологам.

Но сегодня хочу рассказать о другом забавном социологическом эксперименте Б. А. Грушина связанного… с пивом.

Пивная социология

С 1977 по 1981 год прародитель отечественной социологии Борис Андреевич Грушин работал журналистом в журнале «Проблемы мира и социализма». Редакция этого международного рупора социалистических стран находилась в Праге – пивной столице мира. Там же и жил видный ученый-философ.

Борис Андреевич был большим любителем пива и частенько захаживал в «господы» – пивные бары чешской столицы. В них он обратил внимание на необычную традицию чехов записывать на стенах пивнух афоризмы, анекдоты, рисовать карикатуры. Это очень заинтересовало исследователя.

Из справочника питейных мест Праги ученый узнал, что в городе действует более 900 пивных, и задался целью обойти их все. Выделив два дня в неделю – среду и субботу – Грушин в каждый из них посещал по три заведения.

Методология была самая простая. «В одной пивной – первая кружка, во второй пивной – две кружки с мелкой закусью, а затем, уже в третьей пивной, – ужин, во время которого выпивалось как минимум три кружки». Но истинной целью было другое – Борис Грушин тщательно фиксировал все записи, оставленные посетителями заведения.

Среди них были настоящие шедевры народной мудрости:

«Пиво пьем, пока живем – после смерти не попьем.»

«Не сердись, Мария, ты сказочна, но с тобой я познакомился позже, чем с пивом.»

«Не ищите мудрость на дне, она – в пене, наверху.»

Или совсем уже загадочное:

«Если человек уже существует, то он должен следить за тем, чтобы существовать. А если он уже следит за тем, что существует, то он должен следить за тем, чтобы существовать так, как он существует, а не иначе, как очень часто бывает.»

In pivo veritas

Весь свой контент-анализ Борис Андреевич опубликовал в виде книги «In pivo Veritas» («Истина в пиве»), изданной на чешском языке. Книгу моментально перевели на английский, но в Россию она попала с большим трудом в конце 80-х. Увы, найти ее на русском языке я до сих пор не смог…

Сначала ввезти издание в страну мешала горбачевская антиалкогольная кампания середины 1980-х годов. Затем на таможне книгу сочли порнографией (на обложке издания изображен император Римской империи Карл IV с «полуголой дивкой» на коленях).

Об этой истории забавно рассказывается в книге Волковского Н. И. «111 баек для журналистов» изданной издательством «Питер» в 2013 году (см. Байку № 82. «Истина в пиве»). Такие дела.

Решил порадовать любителей книг по пивной культуре (или поклонников социологии?). По ссылке найдете электронную версию аутентичного издания In Pivo Veritas на чешском.

Нашел еще фрагмент научно-популярного фильма Александра Архангельского «Отдел», в котором рассказывается про этот забавный случай. (с) Телеканал «Культура».

Хотелось бы прокомментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *