«А знаете, что меня всего более поразило в наружности города? Как вы думаете? — бедность. Но вы не знаете, какая это бедность. Это вовсе не та грязная, нищенская, свинская бедность, которой большею частию отличаются наши уездные города, — бедность, наводящая на вас тоску и уныние и отзывающаяся черным хлебом и тараканами; эта бедность какая-то особенная, подрумяненная бедность, похожая на нищего в новом жилете и напоминающая вам отлично вычищенный сапог с дырой.»
— В. А. Слепцов «Письма об Осташкове», 1861
У семи нянек дитя без глаза
На излете СССР оборзевшая партийная номенклатура дербанила остатки советской империи без зазрения совести. Не обошли вниманием и Селигерскую Венецию — жемчужину тверского края, город Осташков, первые упоминания о котором относятся к концу XIV века.
Осташков «поделили» между семью партийными бонзами. А у семи нянек, как говорится, дитя без глаза. Поэтому неудивительно, что сегодня старинный Осташков выглядит так, будто недавно подвергся бомбардировке или был освобожден от оккупации. В городе нет настоящего хозяина.
Тем не менее, этот типичный уездный город, сформировавший свой внешний облик на рубеже XVIII-XIX веков и чудом сохранившийся после непростых перипетий — от революций XX века до фашистской оккупации в Великую Отечественную войну — обладает огромным потенциалом для туризма, спорта и рыболовства.
Каждую субботу в Осташков прибывает поезд под паровой тягой, доверху наполненный туристами, что уже говорит о популярности этого места. Однако, сойдя на осташковскую землю, ты словно попадаешь в Зазеркалье: многие достопримечательности заметно обветшали и требуют серьезной реставрации.
Мы въехали в Осташков со стороны Твери на автомобиле — ощущения те же.
Феномен Осташкова
Фразу, вынесенную мною в эпиграф поста, я привел не случайно. Слепцов — русский публицист и яркий представитель либерального направления 1860-х годов — стремился развенчать осташковский «миф идеального уездного города», которым Осташков в то время по праву считался.
Однако, по факту, автору не удалось создать ничего, кроме довольно сальной публицистики. На протяжении всего XIX века Осташков обладал притягательностью одного из самых передовых городов России, чья слава распространялась далеко за пределы Тверской губернии.
В Осташкове впервые в Российской империи, и не на деньги купцов-богатеев, а на средства простого среднего сословия, появились театр, публичная библиотека, больница, народное и духовное училища, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад с духовым оркестром, банк, бульвары и зеленые зоны (целых три), мощенные булыжником улицы (1830), первая в России добровольная пожарная команда, уличное освещение (1857), газовый завод и многое другое, о чем другие уездные города даже не слышали.
С XVII века городские слободы Осташкова становятся центром ремесел и промыслов. Строятся чугунолитейные заводы и бумагопрядильная фабрика, активно развивается судостроение (город славился производством большегрузных лодок — осташевок), рыболовный промысел и торговля.
Продукция местных плотников, бондарей, кузнецов, сапожников (уникальные непромокаемые белые сапоги «осташи» тачали 35 заводов города), кожевенников, а также обработанные сырье — кожи, меха, железо — продавались в многочисленных лавках не только в самом городе (к слову, к концу первой четверти XVII века в Осташкове их насчитывалось 67), но и в Твери, Вязьме, Москве.
В ту пору Осташков был городом с высоким уровнем образованности населения. Почти все его жители были грамотными. Современников поражало внутреннее достоинство осташей, именовавших себя «гражданами» в то время, когда в других местах это слово воспринималось как «неблагонадежное».
Интеллигентская прослойка по меркам русского уездного города XIX века была необычайно широкой — около тридцати человек, большинство из которых участвовали либо в местном театре, либо в оркестре, либо в обоих сразу.
Театр — особая гордость Осташкова. Театру, который впервые разместился в краснокирпичном доме с башнями на углу Рабочей и Евстафьевской (Советский пер., 6), уже более двухсот лет.
Сейчас это здание занимает Районный дом культуры, что, возможно, и позволило ему так хорошо сохраниться.
В этом театре впервые в России в 1856 году без купюр поставили «Горе от ума» Грибоедова, а спустя несколько лет здесь же опубликовали полный текст пьесы.
Интеллигенцию Осташкова составляли люди творческих профессий: серебреники, резчики, позолотчики, иконописцы, столяры и другие мастера.
Память о фамильных династиях купцов и мастеровых-серебреников Нечкиных, художнике Я. М. Колокольникове-Воронине, а также о купцах-миллионерах и патриотах города, таких как семья Савиных, хранится в Осташкове до сих пор.
В 1783 году в Осташкове насчитывалось 42 иконописца (в два раза больше, чем в Твери и Торжке), 20 серебреников, не считая столяров и резчиков, занимавшихся тонкой работой по созданию церковной резьбы.
Осташи создали множество церковных иконостасов для храмов России и Малороссии. Семья резчиков Шолмотовых работала в Петербурге, Ростове Великом, Ромнах и других городах. Иконописцы и художники Мина и Федот Колокольниковы создали лучшие иконостасы елизаветинской эпохи в Петербурге и Царском Селе. Герасим Семенович Веригин (родственник Якова Михайловича Колокольникова) расписал соборы Великого Новгорода в 1830-х годах, а Михаил Мануилович Уткин создал в конце XVIII века великолепный иконостас Преображенского собора в Выборге.
А то, о чем намекал Слепцов в 1861 году (его краеведческие очерки «Письма из Осташково» публиковались в некрасовском «Современнике» в 1862-1863 годах), больше соответствует современности. Разруха и неустроенность сопровождали нас на протяжении всего двухдневного пребывания в Осташкове.
Секретные уголки Осташкова
Рассказывать о туристических маршрутах Осташкова — занятие неблагодарное. Перед поездкой мы прочли десятки статей на тему «что посмотреть за 2 дня». Все они описывают правду, повторяться не буду.
В Осташкове и его окрестностях действительно есть что посмотреть. Несмотря на небольшой размер и захолустность, город сохраняет ту самую аутентичность — по крайней мере, для человека, впервые сюда приехавшего. Здесь ощущается своеобразный дух провинциальной легкости и незатейливой красоты.
В общем, в Осташкове есть где вкусно поесть, что посмотреть и активно провести время: на берегах озера местные жители и приезжие рыбачат, а туры на катерах по Селигеру не предлагает разве что ленивый.
Теперь о еде. В центре города довольно много ресторанчиков с приличной кухней и доступными ценами. Есть даже своя пивоварня в одном из трактиров, где мы продегустировали светлое и фирменное местное пиво.
Также есть местный аналог шавермы с претензией на «исторический стритфуд» — «скрутка». За достоверность рецепта не ручаюсь, но огромная порция выглядит брутально. И на вкус — отлично.
Местный скрутка-повар — жизнерадостный Олег. 8 лет назад он перебрался в Осташков из Петербурга. И теперь, с его слов, почти счастлив.
Осташков активно строится, особенно в пригородах. Большая часть малоэтажных новостроек возводится понаехавшими, преимущественно из Москвы. Для них Осташков — это как Финляндия для петербуржцев: дачи и виллы для уикендов и летнего отдыха здесь повсеместно.
Правда, хаотичная застройка создает риск для сохранения исторической идентичности города, особенно в отсутствие четкого контроля со стороны городского архитектора.
К слову, генеральный план Осташкова в 1772 году составил известный петербургский архитектор Иван Егорович Старов. Именно благодаря ему Осташков стал настоящим заповедником архитектуры русского классицизма и барокко.
Большинство улиц и перекрестков Осташкова — прямые, выходящие к озеру, с возвышающимися над домами куполами храмов и колоколен, по флангам — монастыри.
Современники отмечали особый стиль гражданских построек Осташкова с разнообразием форм и архитектурных решений. Местные купцы строили особняки со скругленными углами, жилыми мезонинами под высокими фронтонами, украшенные по-разному, но при этом сохранявшие архитектурные каноны. Благодаря этому даже в XXI веке застройка Осташкова выглядит гармонично.
Градостроительство в Осташкове уже тогда было недосягаемым образцом для других уездных городов. Ни один город в Тверской губернии, да и в соседних, не мог похвастаться столь красивой архитектурой.
В общем, приезжим обеспечено множество красивых фотографий, даже несмотря на то, что некоторая часть из них сегодня находится в запустении.
Селигерский Амстердам
Осташков вполне может претендовать на звание велосипедной столицы России. Мне показалось, что велосипед здесь есть у каждого второго жителя. По крайней мере, все подъезды домов заставлены двухколесным транспортом.
По вечерам центр города превращается в настоящую велосипедную Мекку. Правда, без намека на любую велоинфраструктуру, свойственную туристическим городам, где велосипед — фетиш, вроде Амстердама, Копенгагена или Берлина.
Все поклонники велотуризма знают, что кататься на велосипеде гораздо приятнее в живописных местах. И для этого Осташков просто идеален!
Его протяженность вместе с островами — чуть больше трёх километров, что прекрасно подходит для коротких велотуров на выходные. Город буквально стоит на воде, окружен живописной природой: потрясающие закаты и рассветы, свежий воздух, наполненный ароматами вековых сосен и ненавязчивым запахом можжевельника. Разве не это — рай для велосипедистов?
Осталось только сделать велодорожки (для городской транспортной сети это не станет помехой), соединить их с набережной, манящей велосипедистов со всего города, и организовать места для велопарковок. Это у Осташкова впереди.
Маркетинг территорий
Очень надеюсь, что местная администрация ищет идеи для продвижения региона. И если они испытывают дефицит прорывных концепций, то могут реализовать мою идею «Селигерский Амстердам» бес-плат-но. Дарю!
Россия получила бы отличную точку притяжения для туризма и активного отдыха. По красоте веломаршрутов Осташков с его живописными холмами, полями и уютными деревушками легко обошел бы соседнюю Эстонию, славящуюся своей вело-привлекательностью, приносящей солидный доход одному из Прибалтийских вымиратов от сотен тысяч туристов на велосипедах.
Если взглянуть на карту, полуостров, на котором расположен Осташков, своими очертаниями напоминает Италию. В городе практически каждая улица, хотя бы одним концом, выходит к озеру Селигер — природному ледниковому памятнику. Острова у мыса легко ассоциируются с Сицилией. Какая Эстония вообще? Для велоотдыха Осташков — место невероятной красоты!
Недаром новгородский генерал-губернатор Яков Ефимович Сиверс (первоначально Осташков был приписан к Новгородской губернии, поэтому я чувствовал себя там как дома; к Тверской губернии его отнесли в 1796 году) в письме к Екатерине II назвал Осташков «второй Венецией». Могу подтвердить: это действительно селигерская мини-Италия, наполненная русским колоритом и православным духом.
У меня сложилось впечатление, что сегодня Осташков затих и притаился, словно в ожидании лучших времен, рачительного хозяина и инвесторов, которые оценят его историко-культурное значение.
Осталось только развить велоинфраструктуру и избавиться от коммунистической топонимики. Верю, что после этого жизнь в городе заиграет новыми красками.
Это первый материал из новой рубрики “Путешествия”, в котором я планирую собрать зарисовки из своих поездок по стране.
В этот цикл попадут еще очерки после посещения городов Торопец и Пушкинские горы, где мы отдыхали в сентябре 2024 г.
За некоторые фото в материале спасибо любимой жене, у меня бы так красиво не получилось.
Я — Алексей Аникин, автор этого блога, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своим мнением? Оставьте отзыв внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение — воспользуйтесь контактами. Давайте знакомиться!
Анна
Прекрасная статья! Полностью поддерживаю идею возрождения этого прекрасного места! Осталось написать концепцию развития города и найти финансирование.
Николай
Серьезная работа, очень познавательно. Желаю удачи, успехов.
Алексей Аникин
Анна, я даже знаю, кто готов за подобную работу взять и реализовать ))
Алексей Аникин
Николай, спасибо за высокую оценку и слова поддержки