За этичный маркетинг

Если почитать сообщения профессиональных маркетинговых форумов, то может сложиться мнение, что такого понятия как этика в маркетинге не существует. Но концепция этичного маркетинга вполне себе реализуема на практике.

За этичный маркетинг

Львиная доля «бойцов невидимого маркетингового фронта» допускают, что маркетинг вполне может быть не этичным. Больше того, они разделяют подход, что маркетинг и не должен быть этичным. Излюбленная установка многих моих коллег — маркетинг должен быть эффективным. Этим они оправдывают любые свои действия, применяемые инструменты, подходы и стратегии.

И я понимаю, почему возникло такое убеждение. Бизнесу как таковому не нужны красивые слова о влиянии продукта на общество и окружающую среду. Бизнесу нужна прибыль. А если этой прибыли недостаточно или её рост замедлился, все средства хороши (особенно, если плохо урегулированы законодательством).

Бизнес начинает использовать спорные или запрещенные законодательством механики. Недавно стал известным факт, что украинский Монобанк собирал данные заряда батареи смартфонов клиентов. Тех пользователей, у которых заряд в течение дня не опускался ниже 70%, банк определял как надёжных и предлагал для них более выгодные проценты по займам и кредитам.

Вроде бы ничего плохого не произошло. Но насколько этично собирать такие данные для банковских продуктов? Не знаю.

За профессию обидно

За профессию обидно

Когда кто-то из коллег начинает использовать в рекламе чернуху или обнажёнку, «обыгрывать» матерные слова или пошлые намеки, становится обидно за профессию. Например, в рекламе ресторана быстрого питания [который называть здесь не буду, потому что не заплатили мне за рекламу] или магазина бытовой техники.

Или использовать «тёмные паттерны» в дизайне сайтов. С этими паттернами сталкивался каждый, кто хотя бы раз вместе с нужной программой «случайно» устанавливал Яндекс.Браузер или антивирус McAfee.

Кто-то идёт дальше и использует запрещенные законодательством вещи. Мое любимое — делать рассылки по купленной базе контактов или собирает данные пользователей без их разрешения. И дай бог, чтобы только для той же цели.

Я же склонен смотреть на маркетинг и бизнес как на вклад в общество. В каком обществе нам жить — в честном, справедливом и здоровом, или недоверчивом, обманутом и растерянном, — зависит исключительно от нас самих. И несмотря на то, что эмический подход в маркетинге жив до сих пор, с удовольствием наблюдаю, как зарождается движение за этический маркетинг.

Все чаще в почте и в постах друзей на Facebook вижу попытки воззвать к этической стороне маркетинга. Появляются даже попытки создать кодекс этики маркетинга.

Э как этика

Хотя движение за этичный маркетинг еще не стало мейнстримом, мне эта идея импонирует особенно. В моем профессиональном никнейме «самурай маркетинга», этическое содержание понятия «самурай» характеризует человека, принимающего на себя ответственность за свои мысли, устремления и поступки. А вовсе не в трактовке средневекового японского поэта Ёсидо Кэнко известного нам под именем Ёсидо Канэёси, который относился к самураям с пренебрежением, считая их тупыми вояками на наёмной службе.

В рамках классического к маркетингу этичный подход вряд ли можно реализовать. Хотя, когда Филип Котлер создавал теоретическую основу, подразумевая под маркетингом «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена», он не имел ничего подобного о манипулировании покупателем.

Проблема классического маркетинга существует исключительно в возникновении возможных конфликтов между текущими потребностями покупателя и его долгосрочным благополучием, а также долгосрочными интересами общества в целом. Этический же маркетинг (иначе социально-этический маркетинг) способен сбалансировать три основные фактора, влияющие на его эффективность: прибыль бизнеса, покупательские потребности и долгосрочные интересы общества.

Этичный маркетинг может решать долгосрочные интересы потребителей и общества. Эта концепция может быть весьма эффективной на практике. На этом построен весь контент-маркетинг, и не только. Долгосрочное благополучие потребителей — полезная парадигма, способная привести к положительным сдвигам на всем бизнес-поле.

В общем, каким будет общество будущего, зависит, в том числе, и от маркетологов. Не сильно углубляясь в детали могу сказать, что этичный и неманипулятивный подход я реализовал в маркетинговых стратегиях на двух последних проектах. Кто-то же должен начать! И больше того, это уже принесло приличные дивиденды заказчикам.

Если вам интересно, как можно применить подход этичного маркетинга в своей стратегии, приглашаю к обсуждению.

Хотелось бы прокомментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *