На примере «Матрицы Викентьева» объясняю подробный порядок действий, который гарантированно сделает вас мастером в любой профессии и позволит добиться ошеломительных результатов в своей деятельности. Кстати, не только в маркетинге.
Гении властвуют над хаосом
В начале 1990-х годов психолог Андерс Эриксон провел исследование в Академии музыки в Берлине. Студентов скрипачей разделили на 2 группы: в первую попали звезды, которых оценили как перспективных. Во-вторую — студенты, которые, в лучшем случае, могли бы стать учителями музыки в школе. И продолжительное время наблюдали за их профессиональным становлением.
Участникам эксперимента исследователи задавали один вопрос: сколько часов в день они практикуются музыкой? Все отобранные для исследования студенты начали играть примерно в одном возрасте — в 5 лет. И в течение первых нескольких лет упражнялись примерно одинаково — 2-3 часа в неделю. Но с возраста 8 лет начали проявляться различия.
Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше других — по 6-8 часов в неделю. С возрастом они постоянно увеличивали время занятий. К 20-ти годам, то есть когда они уже целенаправленно сосредотачивались на совершенствовании музыкального мастерства, они занимались более чем 30 часов в неделю.
Сравнив их с любителями, выяснилось, что те никогда не занимались более 3 часов в неделю. Поэтому, выдающихся результатов в музыке они не достигли. Исследователям не удалось найти ни одного человека, который бы смог добиться высочайшего мастерства, не прикладывая усилий и упражняясь меньше, чем сверстники. При этом лучшие студенты не просто работали больше. Они упражнялись гораздо больше.
Исследователи пришли к выводу, что достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики. И даже вывели «волшебное» число, ведущее к мастерству: 10 000 часов.
Эти 10 тысяч часов практики эквивалентны примерно 3 часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении десяти лет. Заметьте, высочайший уровень мастерства никогда не достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию.
Этот пример я привел из великолепной книги Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?», которую очень рекомендую к прочтению.
В профессии маркетолога тоже необходимо быть специалистом высокого уровня. Я уже не раз писал о том, как важно быть профессиональным маркетологом — мастером маркетинга. Продолжаю эту тему и рассказываю, как поэтапно пройти этот нелегкий путь — от неофита до профессионала, и стать мастером в своей нише.
Как стать гением маркетинга

Термин «гений» очень древний. Он появился в Древнем Риме, и со временем оброс массой значений. Его можно использовать в разных смыслах: его могут использовать, чтобы похвалить кого-то, для выражения иронии и даже превознося себя-любимого.
В научном смысле этим словом характеризуется не творческое состояние или субъективное самоощущение личности, а некий выдающийся (!) результат, прорыв, качественный скачок в разных областях: от военного дела до гуманитарных наук.
Но как же добиться выдающихся результатов в своей отрасли? Как стать тем самым гением в своей нише, который совершает этот скачок? «Матрица Викентьева» дает ответ на этот вопрос.
Она появилась в результате изучения самой крупной в Европе картотеки гениев. Ее создатель — Игорь Леонардович Викентьев. В его матрице есть 6 уровней (с нуля до пяти), освоив которые вы автоматически станете мастером в своей профессии. Раскрываю каждый уровень по отдельности.
Уровень 0
Это уровень собственного Я. Тут ты думаешь только о себе и своих хотелках или обидках. Развитие начинается тогда, когда ты забываешь про себя и начинаешь думать о решении проблем других людей. Не перешагнув через свои личные проблемы (причем, часто надуманные), ты не сможешь стать гением. Очень важно как можно быстрее преодолеть этот уровень.
Уровень 1
Это уровень, на котором собираются типовые ошибки в твоей нише или профессии. На данном этапе ты собираешь все типовые ошибки («грабли»), которые в последствии помогут находить заведомо верные ходы и решения. Их надо обязательно хранить. Завершить этот уровень ты сможешь, когда у тебя получилась сформированная база типовых ошибок в нише.
Уровень 2
После сбора типовых ошибок идет уровень сбора типовых решений и ходов (именно отдельных ходов, одноходовок, «фишек»). Фактически это еще одна база для совместной наработки и использования. Это позволит сходу решать большинство возникающих задач, потому что большинство типовых задач — довольно простые, и чаще всего их можно решить простыми же ходами.
Уровень 3
В отличие от предыдущего уровня тут собираются эвристики и приемы системного решения проблем выбранной ниши/профессии. Это уже не одноходовки, а именно серии и системы ходов. Это — инструментарий решения сложных задач, где один ход просто не сработает.
Уровень 4
На этом уровне идет выявление закономерностей развития систем в выбранной нише/профессии. Выявление закономерностей позволяет предсказывать будущее. Таким образом идет опережение рынка. И именно этот уровень позволяет войти в элиту. В верхние проценты профессионалов. Потому как предсказание — это вершина развития в профессии. Когда ты наперед знаешь, что произойдет, то сможешь подготовиться к этому и быстрее достичь этого уровня. Это уровень развития профессионала.
Уровень 5
Логичное завершение матрицы. На этом уровне осуществляется публикация открытых списков нерешенных проблем выбранной ниши/профессии. А также найденных решений проблем из этих списков. Это уровень Мастера.
Пример простой, но не очевидный

Если в своей нише ты знаешь 20 разных вариантов решения проблемы, то твоя вариативность и мастерство вырастет на порядок (то есть в 10 раз!). Заметьте, это только простое знание вариантов, как можно решить задачу другим способом. Я еще не говорю о практике, это — уровень 2.
Все гуру маркетинга сходятся в однозначном мнении: для становления мастерства, нужно собирать свою картотеку успешных решений. Этот простой ход делали все: знаменитый копирайтер Гэри Халберт, величайший маркетолог всех времен Дэн Кеннеди и многие другие.
Собирать картотеку решений призывает и отечественный специалист по партизанскому маркетингу Александр Левитас. А Джеймс Альтушер призывал изучать биографии великих и знаменитых людей, чтобы собирать их варианты поведения и стратегии решения проблем.
Совсем убойный пример. Известный отечественный педагог Антон Семенович Макаренко оценивал мастерство педагога по тому, сколько интонаций в произношении фразы «Иди сюда» педагог использует. Мастером считался тот, кто использовал 15 (!) оттенков. Как вы думаете, сколько часов нужно было такому специалисту тренироваться, чтобы отточить этот навык? Не менее 10 000 часов!
Как же набрать 10 000 часов практики маркетинга
1. Для начинающих маркетологов подойдут проекты, в которые приглашаются стажеры. Главное, чтобы наставником — менеджером проекта, был талантливый практикующий маркетолог. Не рассчитывайте на многое. И забудьте про материальные амбиции на этом этапе. Здесь вы работает за идею, вам важно получить опыт реального маркетинга.
Собирайте все проблемы, идеи и варианты их решения. Сразу же предлагайте их проверить на практике. 70% того, что вы найдете будет отлично работать в вашей нише, а это высокий результат.
Продолжительность этапа: 2 года минимум.
2. Устраивайтесь маркетологом в стартап или компанию малого бизнеса. Почему я рекомендую именно малый бизнес? Потому, что начинающим специалистам важно понять, как маркетинг влияет на результаты бизнеса. В крупных зарегулированных компаниях сделать это чуть сложнее. Хотя, знаю многих коллег, которые набирались опыта в крупном бизнесе. От вариантов решения проблем переходите к системным решениям. Активно участвуйте в разработке маркетинговых стратегий, развивайте каналы коммуникаций.
Активно прокачивайте профессиональные навыки (hard-skills) в направлениях, которые востребованы на рынке (и которые вам особенно интересны). Посещайте семинары, читайте книги, ходите на курсы. Обязательные навыки в XXI веке: digital-маркетинг, лидогенерация, контекстная реклама, контент-маркетинг, SMM, email-маркетинг, копирайтинг.
Продолжительность этапа: 3 года. Лучше больше.
3. И вот, вы имеете в своем багаже минимум 5 лет профессионального стажа, о которых не стыдно заявить в резюме, и которые требуются для кандидатов в 90% вакансий. Кроме того, у вас за плечами богатый опыт применения накопленных знаний и навыков в реальных проектах.
Возможны варианты: вы продолжаете развивать карьеру в компании, начав с позиции младшего маркетолога и вырастая до начальника отдела или директора по маркетингу. Или продолжаете работать на фрилансе. Выбор зависит исключительно от ваших предпочтений. На качество работы он не влияет.
Не останавливаться в развитии
Если вы считаете, что став мастером в маркетинге (и не только) вы сможете успокоиться и расслабиться, это не так! Самое главное теперь — не замирать в развитии и совершенствовании мастерства.
Потребительские предпочтения сегодня меняются очень быстро. То, что хорошо работало вчера, завтра уже может не быть таким эффективным. Поэтому, для мастера маркетинга очень важно понимать, какие приемы из его копилки продолжают работать эффективно. Необходимо растить экспертизу в течение всей профессиональной жизни.
Как видите, всё просто. Да, это требует ежедневного труда и усидчивости. Но когда ты понимаешь, что конкретно нужно делать, пропадает хаос и метания.
Если у вас остались вопросы, как стать мастером маркетинга, не стесняйтесь задавать их в комментариях или напишите мне лично. На все ваши вопросы я отвечаю с воодушевлением.

Я — Алексей Аникин, автор этого блога, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своим мнением? Оставьте отзыв внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение — воспользуйтесь контактами. Давайте знакомиться!
Alex
Вы говорите все правильно, но это теория, в практике все может быть иначей. Вопрос в том что как можно строить планы развития, учитывая то что потребности и и возможности с каждым днем меняються? Как понять что все ваши действия в сторону потребителей будут восприниматься правильно?
Алексей
Будьте смарт! Делайте-проверяйте-корректируйте. Изучайте своих потребителей, будьте в тренде.