Удачный малый бизнес

Откуда взялось утверждение, что 90% вновь создаваемых предприятий малого бизнеса разоряются после первого года существования?

smbizКак-то, с год назад, готовясь к выступлению перед собственниками малого бизнеса на каком-то семинаре, мне на глаза попались данные, что «90% вновь создаваемых предприятий малого бизнеса разоряются после первого года существования». Тогда я не стал особенно напрягаться по этому поводу, но в голову цифирька врезалась…

И вот, на прошлой неделе, на очередной конференции для малого бизнеса, я вновь услышал, что одним из факторов нежелания начинать собственный бизнес является боязнь того, что… «90% вновь созданных бизнесов разоряются в первый год работы».

На фоне такой убийственных данных желание стартовать у большинства пропадает. Да, и у меня бы пропало! Поэтому, давайте в этой горе-статистике разбираться.

1) Начнем с того, что никакой репрезентативной статистики по России вообще нет. Больше того, я знаю массу случаев, когда по отчетам «ноль», а бизнес ведется. Так что, цифры цифрами, а жизнь — жизнью.

2) 90% — цифра надуманная. Если введете в поиске Яндекса запрос «сколько предприятий малого бизнеса закрываются в первый год», разброс будет от 50% до 90%. Думаю, даже сама Опора России не знает реальную российскую статистику по предприятиям МСБ. Хотя, вы лучше спросите у них.

У меня сложилось стойкое ощущение, что мем «90% предприятий разоряются» возник из-за неправильного перевода иностранных источников.

3) Вот, где все считают. И публикуют. Знаете, были есть такие горе-эксперты, которые переводят статьи ПРОМТ автоматическими системами перевода. Ну, и, кажется мне, что они что-то не так поняли. А кажется это мне не просто так, а потому, что реальная статистика иная. По данным Cognetics, статистика выживаемости малых предприятий в США следующая: первый год — 85%; второй год — 70%; третий год — 62%. (есть данные до десятого года включительно, но к данной статье они отношения не имеют).

4) Те предприятия, которые все-таки закрываются в первый год работы, вовсе не разоряются, а закрываются по причине, связанной не с доходностью, а совсем по другой. Сформулировал ее Дэвид Бирч, глава исследовательской фирмы из США. Называется она «cиндром «Я не знал». Представьте, что начинающий предприниматель зачастую совершенно не знает, сколько сил и времени требуется, чтобы управлять собственной компанией. Услуги оказывать — это самое простое. А вот вести бухгалтерию, платить по счетам, выплачивать зарплату, нанимать и стимулировать персонал, сдавать отчетность, да мало ли еще что. И столкнувшись с реальностью, многие просто считают за лучшее вернуться к относительно беззаботному существованию наемного работника и «прикрывают лавочку» (из книги Ронды Абрамс «Библия малого бизнеса», стр. 25)

Кстати, есть и плохая новость. Если вы собираетесь открыть собственный ресторан, то знайте, что по той же американской статистике из вновь открытых 10 ресторанов действительно 6 (!) закрываются в первые три года. У нас ситуация на ресторанном рынке, думаю такая же, если не хуже.

И вроде бы количество точек общепита у нас отстает от США, но все равно мой опытный глаз, увидив новый ресторан на улицах родного города, после первого же посещения способен достаточно точно оценить [примерный] срок, когда он закроется. Причины этого я как-нибудь расскажу в отдельном материале, напомните мне об этом.

Напоследок, открою страшную тайну: бизнес (как и жизнь) — это «зебра». Это когда все идет полосами: полоса белая — полоса черная — белая — черная. Бывает, что жопа наступает, но, на самом деле реальность такова, что преуспеть в собственном бизнесе у вас гораздо больше возможностей, чем прогореть.

Удачи!

 

Хотелось бы прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *