Геномные данные — это новая нефть, и omics компании, занимающиеся сбором и обработкой данных генома человека последние десятилетия, только начинают царапать поверхность.
Биологические данные
23andMe была одной из первых, которая продемонстрировала ценность собираемых ею геномных данных для разработки лекарств. В 2018 году компания заключив сделку на $300 млн с GlaxoSmithKline — с помощью данных 23andMe, фармгигант планировал усилить своё направление разработки «точных лекарств».
Фарминдустрия давно старается двигаться в сторону точной медицины, а этот процесс стимулируется исключительно большими данными геномики. Ценность данных, собираемых 23andMe, заключается в их сокровищнице геномных данных. На сегодняшний день компания продала 12 миллионов наборов для секвенирования — огромный объем для получения геномных данных. Amazon сообщила, что в декабре 2020-го, тест ДНК 23andMe был одним из самых продаваемых товаров в начале сезона праздничных покупок.
Хотя, на самом деле, это составляет менее 0,2% населения мира. Но даже при таких цифрах, получился относительно однородный набор данных, да и то состоящий в основном из лиц европейского происхождения. Так что потенциал у компаний, использующих модель 23andMe, огромный!
Собранные генетические данные позволяют производить и лицензировать более действенные лекарственные препараты, приближая эру персонализированных лекарств. И не только.
Инновации omics компаний улучшают методы анализа и использования биологической информации — от генетического скрининга до раннего выявления рака и разработки точных лекарств. Занимающиеся сбором, секвенированием и анализом биологических данных компании, трансформируют здравоохранение — от обнаружения заболеваний с помощью AI до лечения с помощью точной медицины.
Сегодня, кроме GlaxoSmithKline, с 23andMe сотрудничают Genentech, Pfizer и Almirall. В декабре 2020 года компания стала публичной. VG Acquisition VGAC Ричарда Брэнсона оценила её в $3,5 млрд, и приобрела 23andMe за $980 млн наличными.
Omics экономика
Компании omics cектора охватывают геномные, транскриптомные, протеомные и метаболомные данные. Например, компания Karius, цель которой — помочь клиницистам обнаруживать заболевания на более раннем этапе, или Genome Medical, которая помогает пациентам лучше понять свои конкретные генетические риски.
В последние годы появились новые компании, которые используют omics на всех этапах пути к пациенту. Заинтересованные стороны в экосистеме здравоохранения используют эти и другие технологии для улучшения результатов лечения пациентов и снижения своих производственных затрат.
Название оmics считается неофициальным. Сейчас к этой индустрии относят отрасли науки, представляющие собой различные дисциплины в биологии, названия которых заканчиваются на суффикс -omics, где кроме уже перечисленных выше геномики, протеомики, метаболомики и гликомики, можно отнести и foodomics — дисциплину, изучающая области пищевых продуктов и питания посредством применения и интеграции передовых технологий геномных данных для выпуска персонифицированных продуктов, предназначенных для улучшения благополучия и здоровья потребителей. Или культуромика, где с помощью сбора и анализа больших данных проводятся культурные исследования.
США, до этого активно поддерживающие omics-экономику, в 2020 году перестали быть ведущей державой в этом направлении. В лидеры вышел Китай, где доля сделок значительно выросла с 17% в 2019 году до 25% в 2020 году. Ожидается, что подобная тенденция сохранится, поскольку финансирование поступает в такие компании, как 54gene, которые собирают различные наборы геномных данных за пределами США.
Что будет дальше?
По мере того как рынок геномики, ориентированной непосредственно на потребителя, ослабевает, отчасти из-за ужесточения регулирования FDA, мы увидим, что все больше компаний, таких как Helix и Color Genomics , изменят свою бизнес-модель в сторону партнерства с поставщиками медицинских услуг, чтобы предоставить пациентам услуги по секвенированию.
Сейчас охарактеризовано менее 1% вариантов генома человека. Учитывая, что 23andMe оценивается в $3,5 млрд с 12 млн геномов, увеличение геномного охвата и разнообразия представляет огромные возможности. Таким образом, компании за пределами США будут продолжать привлекать инвестиции.
Помимо геномики, потенциально даже более ценными являются другие данные omics. Переменные окружающей среды создают эпигенетические изменения, которые выражаются в РНК (транскриптомика), метаболизме (метаболомика) и белках (протеомика). Такие компании, как Tempus, которые собирают, систематизируют и анализируют многопрофильные данные, имеют хорошие возможности для будущего развития лекарств.