Ландшафт соцсетей в России кардинально изменился. После блокировки наиболее популярных соцсетей, предпринимателям приходится учиться SMM для b2b в новых реалиях. Какие возможности для продвижения бизнеса остались?
Соцсеть для бизнеса
Соцсеть для работы и бизнеса TenChat (https://tenchat.ru) называют русским Linkedin. До Linkedin ей, конечно, пока далеко, но многие коллеги из сети, которую не принято называть вслух, перебрались сюда, где продолжают радовать своим экспертным контентом. TenChat активно растет, но росла бы более активнее, если бы у проекта была в наличии web-версия, по умолчанию необходимая для ведения сносного делового аккаунта, с преимущественно текстовым контентом.
Пока же я больше недоумеваю над тем, как — КАК у всех, кто пишет в TenChat свои «текстовые полотна», хватает времени на то, чтобы набирать текст на сотовом телефоне и ни разу не сделать ошибки??? Как они с Т9 справляются? Я даже справлялся об этом у них самих, но ответы были малопригодны для практического внедрения. Вести аккаунт с постами длиной больше 140 символов с телефона в XXI-ом веке да еще с танцами с бубном — подвиг еще тот.
Развитие TenChat мне напоминает уже подзабытую деловую соцсеть Профессионалы.ру. Прекрасно помню, как развивался этот проект десятилетие назад. Активно росла база, добавлялись полезные сервисы, обсуждение тем в группах велось по принципу форумов, с удобной навигацией. Сейчас на главной странице висит сообщение о том, что «В связи с профилактическими работами professionali.ru временно закрыт». Чую, похожая судьба ждет и TenChat.
Прогноз, конечно, сугубо имхо. Мне очень бы не хотелось накаркать. Тем более разработчики планируют запустить web-версию в этом году. И еще бы убрать косяки…
Альтернативы для бизнеса
Возможно стоит вернуться к Linkedin. Помните такую соцсеть? Деловая социальная сеть для бизнеса по задумке основателей была ориентирована на рекрутеров и эйчарщиков. Их там действительно много. Но не только. Если верить кейсам, бизнес научился там прекрасно продвигаться, но… Зарубежный проект в ноябре 2016-го был заблокирован Роскомнадзором из-за отказа хранить данные российских пользователей на территории РФ.
Российский сегмент после ограничений почти не просел. Соотечественники по-прежнему активны, поддерживается энергичный постинг полезных материалов, даже наблюдается какая-то динамика в действиях ядра пользователей. В 2020-м году представители бизнеса, юристы и общественники написали в Роскомнадзор официальное письмо с просьбой разблокировать американскую сеть, но в то, что это произойдет, лично мне верится с трудом.
Страждущих делового общения в Linkedin больше должно напрягать следующее мнение. Авторитетные источники [и личный опыт] показывает, что истерия, связанная с СВО добралась и туда. И какую-бы сторону вы бы не приняли, нужно иметь дубильную кожу, чтобы не принимать личные оскорбления чересчур эмоционально. Но вы можете попробовать. У меня там аккаунт остался.
Еще один довольно старый проект e-Xecutive.ru (https://www.e-xecutive.ru) обладает частично элементами деловой соцсети b2b. Как минимум, вы можете испробовать «местный» нетворкинг — сообщество объединяет более 400 тысяч менеджеров высшего и среднего управленческого звена, а также весьма годные статьи по около-бизнес темам. От холиваров в обсуждениях не избавиться, увы, но накал со временем, сходит на нет. Главное — вытерпеть.
Нишевые соцсети
Особое внимание рекомендовал бы обратить на профессиональные нишевые сообщества. Нишевых социальных сетей в русском сегменте интернета — предостаточно. Например, проекты с элементами сообщества можно найти и в маркетинговом сегменте. MarketingPeople (https://marpeople.com) — яркий пример. Функционал ограничен, но для нетворкинга или поиска соответствующих специалистов вполне подходит.
К нишевым маркетинговым проектам с натяжкой можно отнести и Clubhouse, но в его перспективы я не верю и уже объяснял почему.
Узкопрофильные ресурсы крайне эффективны тем, что там каждый участник в свою очередь является лидером мнений. Например соцсети для врачей Доктор на работе (https://www.doktornarabote.ru) (почти 400 тыс. участников) или информационно-образовательный портал для врачей Evrika.ru (https://www.evrika.ru) (около 50 тысяч пользователей).
Одно из явных преимуществ нишевых соцсетей то, что они по сути являются уникальными для каждого региона, поэтому конкуренция брендов в них будет гораздо ниже, чем в тех же ВКонтакте, Facebook* или Instagram*. Стоит обратить на них внимание и поискать подобных проектов на своем рынке.
Блокчейн как драйвер развития соцсетей
Инновационная социальная сеть Bastyon по сути представляет собой блокчейн-платформу. Проект акцентирует свое внимание на том, что в новой социальной сети полностью отсутствует привычная в традиционных соцсетях цензура. Пользователи Bastyon защищены от блокировки аккаунтов за свободомыслие — вещь в нынешние времена практически немыслимая.
Для работы Bastyon использует децентрализованные узловые компьютеры по всему миру, каждый из которых работает по одному и тому же прозрачному набору правил. Новая социальная сеть полностью модерируется и управляется пользователями, в ней изначально даже не предусмотрен такой функционал, как запрет контента. Даже разработчики Bastyon не могут никого забанить, это полностью децентрализованная система на блокчейне, не зависящая от какого-либо сайта или домена.
Кроме того, что Bastyon является проектом с открытым исходным кодом (сборка доступна на GitHub, чтобы любой мог убедиться, что в биткойне социальных медиа, как именуют себя организаторы, нет бэкдоров, а Bastyon не собирает и хранит никаких личных данных пользователей) и не принадлежит никакой компании или организации, в ней реализована система продвижения контента и товаров на основе биткойна Pocketcoin (PKOIN). Пока не совсем разобрался в этой цифровой валюте и порядке начисления монет за действия в соцсети, но выглядит, по-крайней мере, любопытно.
Я помню в доблокчейновскую эпоху один проект, который также модерировался активным ядром пользователей. Популярность пользователей росла в соответствии с местной валютой — «кармой». Она не была цифровой валютой, скорее прообразом некоего социального рейтинга. Но в соответствии с оценками других пользователей, твоя карма росла (или падала) по мере того, как изменялась популярность (и видимость в ленте) твоих постов.
Запущенное в начале 2011 года социальное приложение Ogorod прекрасно сочетало в себе функции социальной сети и блогинговой платформы. В ней можно было общаться в режиме реального времени тет-а-тет (задолго до эпохи мессенджеров), размещать фотографии, видео и т. п.
В какой-то момент проект получил инвестиции в размере $10 млн. от РБК, но почему-то до сегодняшнего дня не дожил. Никаких внятных объяснений по закрытию Огорода я не встретил, проект однажды просто перестал существовать, а приложение исчезло из AppStore.
Непонятный Телеграм
Если посмотреть, как изменилась активность пользователей в соцсетях, видно, что больше всех выиграли от блокировок РКН Telegram и ВКонтакте. Именно туда хлынул бизнес. Потому что если постить котиков на персональных страницах в ФБ* и Инсте* суд не запретил, рекламное продвижение в них затруднено — любой перевод средств в свой рекламный кабинет (т.е. на счет компании Meta*, владеющей Facebook* и Instagram*) будет рассматриваться как поддержка экстремистской организации, со всеми вытекающими последствиями. Вплоть до уголовного наказания.
И если с ВКонтакте все более менее понятно, Telegram по-прежнему представляет собой terra-incognita для SMM для b2b деловой среды.
Начать хотя бы с того, что Телеграм не является полноценной социальной сетью в привычном для нас виде. Ведь чем были заняты все известные нам доселе социальные сети? Они нас непрерывно знакомили и изо всех сил дружили. «Этот человек может быть вашим другом. Поздравьте вашего друга с днём рождения» и так далее.
ЖЖ вообще доходил до маразма и сообщал: «Вашего друга давно не было в сети. Постучитесь к нему, попросите, чтобы он что-нибудь написал». И ведь кто-то так и делал и «будил уснувших авторов».
Телеграм представляет собой, как выразился один из авторов Телеграм-каналов «полный аналог китайских ковидных лагерей, где каждый китаец заперт в отдельном боксе и ежедневно тихо вешает на стену дацзыбао (в Телеграм это называется пост)».
Продвигаться в Телеграм малому бизнесу сложно, хотя есть много предложений и у некоторых получается. Но проект Дурова создал новую нишу тех, кто помогает бизнесу продвигаться в Телеграм, и это стало новым бизнесом.
Меня лично напрягает в Телеге то, что найдя какой-нибудь прелестный комментарий (разобраться в чатах и комментариях под постом — тот еще квест), по привычке пытаешься «зафрендить» нового друга, чтобы читать его. Но подписаться можно лишь на канал, «дружить» в Телеграм возможно только в чатах, коих у меня уже больше 3-х сотен. Голова пухнет!
А еще раздражают сплошь анонимы типа VanyaPupkin93… Мало того, что я не знаю, с кем выхожу на связь, я совершено не понимаю есть ли у нового собеседника свой канал, чтобы на него подписаться. Ну, и как здесь искать своих?
Этим же грешны Bastyon и канувший в лету Ogorod. Легко выступать за свободу слова, прикрываясь никнеймами и фотожабами, гораздо сложнее собирать комьюнити единомышленников, которых ты знаешь. Если не лично, то хотя бы в лицо. Пусть и по фото.
Да и Инстаграм* никуда не исчезнет, «выключить» его может только собственнолично каждый из нас, удалив приложение со смартфона. В этом суть социальных сетей — они похожи на игры. Только в отличии от игр, они не прекращаются, и зайти в них тянет постоянно. Главное, играть в них по-правилам.
* Компания Meta Platforms (Мета), владелец социальных сетей Facebook (Фейсбук) и Instagram (Инстаграм), признана экстремистской, ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена.