Желание потребителей правильно питаться и есть исключительно здоровую еду очень сильно влияет на современные гастрономические тенденции. В интернете сейчас можно найти десятки концепций здорового питания. Потребители пробуют различные диеты, зацикливаются на органических продуктах, и всеми силами и возможностями стараются соответствовать своеобразной моде «есть только здоровую пищу».
Ни для кого не секрет, что для современного потребителя здоровье и безопасность сегодня стоят на первом месте. А халяльные и кошерные продукты нередко позиционируются как наиболее экологически чистые. В результате спрос на них увеличивается. Сегодня можно уверенно сказать, что сегмент «религиозных» продуктов становится новым модным брендом.
В еврейской культуре уже тысячи лет существует диетарная система — кашрут, дающая четкие представления о том, как питание влияет на человека. Про мусульманский маркетинг я уже писал. Сегодня разбираемся, что такое кошерные продукты и какую пользу кошерная сертификация может принести бизнесу. На самом деле, здесь больше маркетинга, чем ЗОЖ.
Что такое кошерная еда
Кошерным является продукт, ингредиенты которого и производственный процесс, соответствуют еврейскому диетарному закону кашруту («кашрут» ивр. — пригодность) — один из разделов еврейского религиозного законодательства, занимающийся вопросами разрешенной и запрещенной в употребление пищи.
Эти религиозные правила употребления еды были взяты не с потолка. В основном это древние и крайне упрощенные санитарные нормы и правила ЗОЖ, оформленные в закон на имеющемся тогда уровне знаний.
Многие современные евреи считают, что законы кашрута устаревшими примитивными медико-санитарными правилами. Например, согласно современным научным знаниям нет никаких причин считать мясо верблюда или кролика менее здоровыми, чем мясо коровы или козы. Нет также прямых научных доказательств или наблюдений вреда от сочетаемости молочной и мясной продукции (но это считается не кошерным).
И логика, и технологии
В силу современного развития технологий производства, упаковки и хранения пищевых продуктов, некоторые спорные зявления закона о кашруте получили новые уточнения и пояснения. И вопрос тут не столько в диетологии, сколько в простой в логике.
Например, не кошерный для употребления в пищу верблюд является более полезным в качестве вьючного животного, чем как источник пищи. А всем известное не сочетание молочных и мясных продуктов объясняется тем, что богатые белком мясо и «молочка» для переваривания в организме требуют больше усилий. Поскольку на переваривание белковой пищи тело может тратить до 30% энергии, которую от них получает (в среднем, тело тратит не более 5-10% от содержащейся в пище энергии на ее переваривание). Логичным объяснением будет не усугублять работу организма сочетая мясные и молочные продукты?
Так или иначе, кашрут заслужил свою репутацию благодаря четкому, бескомпромиссному механизму контроля качества. Во всем мире создан огромный потенциал доверия кашруту. И все мировые бренды в своем ассортименте имеют кошерные продукты питания, которые у большинства людей в мире ассоциируются с продуктом более высокого качества.
Перспективы рынка кошерных, халяльных и постных продуктов
Росту спроса на постные, халяльные и кошерные продукты являются увеличение интереса к религиозным практикам. К примеру, во время Великого поста растет спрос на постные продукты. Все ритейлеры отмечают, что в этот период продажи всех постных продуктов увеличиваются в разы.
Рост продаж в таких традиционно «постных» категориях, как замороженные овощи и смеси в денежном выражении составляет порядка 30-40%. Рост спроса на постные продукты во время Великого поста отмечают в Дикси, Metro Cash&Carry, X5 Retail Group (розничные сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»). По окончании поста спрос резко снижается и через некоторое время стабилизируется.
В многоконфессиональной России помимо рынка постных продуктов, существуют и развиваются рынки халяльной и кошерной продукции. Халяльные продукты питания, предназначенные для мусульман, занимают даже более значительную долю на российском рынке, чем постные продукты.
Сотрудники Центра стандартизации и сертификации «Халяль» (Москва) оценивают, что в России ежемесячно производится порядка 5 тыс. тонн халяльного куриного мяса и около 1 тыс. тонн халяльной говядины. Объем импорта сопоставим с объемом внутреннего производства.
Только в Москве число граждан, следующих мусульманским традициям (а соответственно, потребляющих халяль) оценивается экспертами примерно на уровне 100 тыс. человек. Реальное же число потребителей халяльной продукции в столице может быть значительно большим. Как часто бывает и в других конфессиях, сегодня следовать традиционным пищевым предписаниям решают даже не слишком религиозные люди.
Кошерная продукция
Если рынок халяльной продукции достаточно широк и представлен как российскими, так и зарубежными производителями, то иначе обстоят дела с кошерной продукцией. Оценить рынок кошерных продуктов питания в денежном выражении не представляется возможным.
Представители Российского еврейского конгресса определяют рынок кошерной продукции в России как очень небольшой. Примерное число потребителей кошерных продуктов питания: 50-60 тысяч человек. Из них примерно 10 тысяч — российские евреи, а 40-50 тысяч — живущие в России граждане Израиля.
Объем российского рынка кошерных продуктов эксперты оценивают примерно в $5 млн. При этом на российском рынке доминируют иностранные производители. Однако, у этого сегмента имеется огромный потенциал.
Если посмотреть на рынок США, на котором на сегодняшний день евреи составляют менее 2% населения и только очень небольшая их часть досконально соблюдают законы кашрута, то на нем более 48% продуктов питания и напитков продается там в упаковках с кошерным символом. В 2010 году, они составляли лишь 33% продукции.
Только в США рынок кошерных продуктов оценивается в $17 млрд. В целом мировой рынок кошерных товаров оценивается в примерно в $29 млрд в год с тенденцией роста примерно 10-15% ежегодно.
Почему же знак «Кошер» по статистике сегодня является самым используемым знаком для пометки продуктов питания? Для того чтобы проанализировать размеры громадные размеры рынка и быстрый рост, было проведено исследование покупателей кошерных товаров в результате чего выяснилось что основная масса клиентов кошерного рынка использует стандарты кошер совсем в иных целях.
Кто же основные покупатели кошерной продукции?
- Евреи
Употреблять в пищу исключительно кошерные продукты важно для всех, кто придерживается кашрута. - Мусульмане
Диетические законы ислама почти полностью совпадают с законами кошер. Ассортимент кошерных блюд значитлеьно шире. В число кошерных продуктов входят не только мясо курицы и говядины, но и крупы, чай, замороженные овощи и еще многие продукты, которые позволяют расширить меню. - Православные и католики
Во время поста используют кошерную продукцию с отметкой парве (нейтральной) подтверждающей не животное происхождение товара. - Протестанты
Кошерная продукция как нельзя лучше подходит адвентистам седьмого дня по религиозным соображениям. - Индуисты
Используют товары кошер-парве соответствующие их религиозным требованиям. - Вегетарианцы и веганы
Используют кошерную продукцию со статусом «парве» гарантирующию неживотное происхождение продукта. - Люди с аллергией на лактозу
Кошерные парве (нейтральные продукты) гарантируют даже минимальное отсутствие молока, что очень ценят люди с аллергией на лактозу. - Страдающие аллергией на клейковину
Используют товары кошерные на Песах не содержащие клейковины. - Люди с экстра требованиями к качеству продуктов питания
Предпочитают товары прошедшие еще один независимый контроль на всех стадиях производства и упаковки.
Как видите, целевые группы покупателей кошерной продукции это не только представители религиозных групп, но и люди с различными диетическими пристрастиями и различными видами аллергий.
Наш кошер — везде кошер
Целевая аудитория кошерных продуктов в РФ — это люди со средним достатком от $3 тыс. в месяц и выше. Это покупатели, которые могут себе позволить купить виноградный сок по цене 150—200 руб. за литр. Они хотят хорошо, вкусно и полезно питаться.
Другими словами, покупатели, убежденные, что знак кошерности обеспечивает качество и чистоту продукта. Потребители, покупающие кошерные продукты, тратят на питание в среднем на человека на 30-40% больше. Кошерные продукты продаются на 20% лучше стоящих рядом на полке продуктов конкурирующих некошерных марок (данные Kosher Spirit).
Кроме того, именно кошерные продукты питания попадают под группу экологически чистых продуктов, которые сейчас в большой моде и как нельзя лучше подходят под тренд ЗОЖ. Как сказал один раввин из Нью-Йорка «Если хочешь быть уверенным, что эту курицу не кормили антибиотиками, покупай кошерную».
Знаки кошерности
В мировой практике существует большое количество так называемых экшеров — знаков кашрута, которые даются производителям по итогам проверки производства по вышеописанным критериям. Присутствие на упаковке такого знака говорит о том, что данный продукт получил сертификат кошерности и нет сомнений в том, что он разрешен в пищу согласно еврейскому закону.
Сегодня знак кошерности получают все больше российских продуктов и напитков. Большинство крупных игроков рынка продуктов питания уже получили сертификат кошерности на свои продукты. Это такие известные отечественные бренды, как «Макфа», «Кристалл», «Российские семена», «Русский стандарт» (алкогольные изделия), «Победа вкуса», «Русское Море», «Балтика» и «Очаково» (пиво) «Ногинский пищевой комбинат», «Невская сушка», «Коломенский молочный завод». «Славпром» (Славянск–на–Кубани) выпускает партии кошерного вина.
Символ «кашрут» есть на продукции мировых торговых марок Snapple, Domino, Tropicana, Maxwell House, Kraft Foods, Post. Службы сертификатов кашрута уже более 70 лет выдают свои разрешения на более 300 000 продуктов в более 90 странах. Кошерная сертификация проводится и в России. Кошерный сертификат сегодня стал реальным инструментом для расширение рынка сбыта и увеличения объёмов продаж. А кошерные продукты питания — долгосрочный трендом на российском рынке.
Кашрут сам становится новым брендом. Кошерная, халяльная и постная продукция позиционируется как полезная пища для людей любого вероисповедания. И даже для атеистов.