Мотореволюция отменяется или Как «гаснет» тренд микромобильности

Печальные новости — тренд микромобильности под угрозой. И не только в РФ. Давайте попробуем погрузиться в то, как умирает микромобильная ирреальность, которую пытались создать по всему миру.

На международной конференции In The City, посвященной технологиям, меняющим жизнь в городах, которую организовал Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и «Газпром нефть», представляли шеринговый проект электросамокатов Whoosh.

Спикер попеременно начинал то восхвалять, как быстро они осваивают бюджет и развиваются в мегаполисах России, то начинал жаловаться о неудобной позиции московских властей, запрещающих парковать самокаты компании на столичных городских парковках, то неуемно восхищался позицией администрации Петербурга «да, паркуйте, где хотите». Мне уже тогда было понятно, что у проекта в РФ будущего нет.

Переходим на микромобильность?

Революция в области микромобильности идет полным ходом по всему миру. Стартапы борются за рынок велосипедов, самокатов и скутеров. И если в вашем городе пока нет оператора, сдающего в аренду мобильный транспорт, то скоро появится. 

Города во всем мире быстро растут в размерах и населении. По мере роста скопления людей, имеющиеся транспортные средства — от автомобилей до автобусов и поездов — уже не могут идти в ногу с растущим населением. Например в США, согласно Национальной оценочной карте движения INRIX 2018 года, добропорядочный житель мегаполиса Северной Америки теряет в среднем 97 часов в год из-за пробок на дорогах. И только в 2018 году это обошлось американцам примерно в $87 млрд или в $1348 в пересчете на одного водителя.

Издание «За рулем», опираясь на данные той же системы INRIX, высчитала потери от пробок в российских городах. Получилось, что москвичи, ежегодно теряющие в пробках 91 час, недополучают 40822,6 рубля, жители Санкт-Петербурга — 17890,2 рубля, так как проводят в пробках 54 часа в год. Из-за пробок в Екатеринбурге, в которых люди простаивают по 51 часу ежегодно, екатеринбуржцы теряют 10898,7 рубля, а жители, например, курортного Сочи — 9072 рубля по причине ежегодного 48-часового простоя.

Чтобы хоть как то решить проблему со связностью в мегаполисах и появляются стартапы в области микромобильности, сдающие в аренду велосипеды, самокаты, мопеды и скутера. И родилось это все за границей, а в РФ пришло относительно недавно. Все эти, любимчики инвесторов, стартапы, ставшие альтернативой нынешней структуре общественного транспорта типа калифорнийской Bird — пионер каршеринга электроскутеров в мире. Или американского же сервиса проката электросамокатов Lime, сингапурского Grab со своими велосипедами и электроскутерами, крупнейших операторов прокатных велосипедов из Китая Mobike или, доживающего свои [недолгие] дни китайского конкурента Ofo, или парижского Cityscoot.

Перечислить все проекты просто невозможно. Это — само по себе уже очень трудоемкое занятие. Компании растут, как грибы. И как грибы гниют…

А все почему? Потому, что губят их не законодательные ограничения властей, а их непутёвые пользователи. И так происходит не только в России. 

Например, в Монреале вообще собрались запретить электронные скутера после того, как в отчетах городского комитета по транспорту обнаружилось, что 80% транспортных средств были припаркованы незаконно, а за прошлый год было выписано более 300 штрафов за нарушение правил безопасности — большинство из пользователей электросамокатов не надевали при езде защитные шлемы. Ничего не напоминает? Нигде в России такого не видели?

Куда катимся…

Когда-то я был поклонником каршеринга и искренне считал, что эта революционная модель способна изменить транспортную систему. Но теперь я перестал верить в перспективы шеринговой модели в любом виде городского транспорта. И спасибо надо сказать безалаберным водителям арендных автомобилей, регулярно подрезающим меня на автодорогах СПб.

Поэтому-то я и сомневаюсь в перспективах Whoosh. Представьте себе, ваш риск попасть под колеса лихача-самокатчика сильно подшофе. О каких шлемах мы говорим — с соблюдением правил в нашей стране все гораздо хуже.

Кстати, финансовые модели микрошеринга оказались не такими уж и устойчивыми. Где-то мне попадались цифры, что валовая прибыль Bird по состоянию на октябрь 2018 года составляла всего около 19%. Стремясь улучшить эту маржу, компания пошла на изменение своей структуры ценообразования, повышая цены. Но даже удвоенная поминутная оплата, которую сервис ввел в некоторых городах, не сильно улучшила финансовые показатели.

Одним словом, революция микромобильности оказалась под угрозой. Конечно, в туристический сезон сервисы будут работать и инвесторы [возможно] отобьют свои вложения. Но нам, простым жителям городов, стоит уповать на развитие системы городского транспорта. 

Хотелось бы прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *