Робертсон Дэвис — один из моих любимейших писателей. Мировой классик с неподражаемым стилем, великолепным чувством юмора и шикарной толстовской бородой. У них даже день рождение со Львом Толстым было в один день — 28 августа (что писатель считал добрым знамением).
Дэвис написал десяток удивительных романов, искусно сшитых из странных перепитий и таинственных совпадений. Бытует мнение, что истории для своих книг Дэвис черпал из писем читателей, приходящих в редакцию газеты «The Peterborough Examiner» — единственной городской газеты города Питерборо, в которой писатель проработал больше двадцати лет.
И пусть это будет выдумкой недоброжелателей, хвала Всевышнему, что такие истории попались именно ему. Потому что благодаря этому мы и получили дэвисовские литературные шедевры.
Дептфордская трилогия
Дэвис — мастер сюжетных хитросплетений и загадок. Его роман «Пятый персонаж» (написан в 1970 г.) из философско-магической «Дептфордской трилогии», сам Джон Фаулз охарактеризовал как «одну из тех редчайших книг, которой бы не повредило, будь она подлиннее». Собственно, после «Дептфордской трилогии», в которой лихо переплелись истории трех героев, родившихся в вымышленном канадском городке Дептфорд, Робертсон Дэвис и стал знаменитым на весь мир.
Кроме «Пятого персонажа» в «Дептфордскую трилогию» входят также романы «Мантикора» (1972 г.) и «Мир чудес» (1975 г.). Каждый по-отдельности — произведение искусства! События, таинственно начавшиеся с 1908 года в первом романе, растягиваются хронологически в следующих книгах более чем на полвека. Чтение поглощает вас полностью уже с первой страницы книги.
Композиция всех трилогий Дэвиса необычна: это не одна история, рассказанная с трех точек зрения и не три последовательные истории. Это совершенно самостоятельные три романа, которые можно читать в любом порядке. Но только сложенные вместе, они превращаются в единую картину.
Спойлерить не буду, чтобы не испортить вам удовольствие. В романах Дэвиса так много событий и сюжетных поворотов, что действительно жалеешь, что книга вдруг, да заканчивается.
Выдумщик и мистификатор
Поразительное количество подробностей, которые писатель старательно сумел уместить на страницы своих романов, действительно впечатляет. Энциклопедичность Дэвиса поражала не только современников. Ведь все подробности в романах были написаны в начале 70-х годов прошлого века, задолго до появления интернета.
Только из Дептфордской трилогии можно многое узнать о юнгианском психоанализе, адвокатских приемах, житиях святых, тайных обществах иезуитов, бродячих цирках, медицине и экономике. Список можно продолжать до бесконечности. Причем, совершенно непонятно, где начинаются «фирменные» выдумки автора, на которые Дэвис был большой мастак.
В этом — примечательная особенность книг Дэвиса. Так, до «Пятого персонажа», я ни слова не знал про агиографию. Как, впрочем, и любой обычный российский читатель. Поэтому, кроме детективной загадки, первый роман «Дептфордской трилогии» открыл для меня массу полезной информации о духе христианства в современной Канаде, о чудесах канонизированных святых и об особенностях протестантского мироощущения и отличиях его от ментальности католика.
За это можно сказать отдельное спасибо переводчикам, издавшим «Дептфордскую трилогию» на русском в начале 2000-х.
Корнишская трилогия
В 2012-2013 гг. отечественные издатели снова порадовали поклонников творчества Дэвиса. На русский язык была переведена написанная в 1980-х годах ещё одна трилогия писателя — «Корнишская». В нее входят романы «Мятежные ангелы» (1980 г.), «Что в костях заложено» (1985) и «Лира Орфея» (1989). И снова Дэвис великолепен!
Два последних романа Дэвиса — историю, рассказанную призраком убитого человека «Murther and Walking Spirits», написанную в 1991 г. и «The Cunning Man» (1994 г.) имели невероятный успех у канадской аудитории, но закончить свою третью трилогию писатель не успел. Робертсон Дэвис умер 2 декабря 1995 года в больнице канадского города Оранжвиль после перенесённого инфаркта.
Писатель попадал в шорт-лист Букера и под конец жизни чуть было не получил Нобелевскую премию. Если верить Википедии роман «Мятежные ангелы» вместе с «Дептфордской трилогией» включены в знаменитый литературный Западный канон, который собрал знаменитый литературовед Гарольд Блум.
Тем, кто еще не знаком с творчеством Дэвиса, я искренне завидую. Хотя я и перечитывал его книги несколько раз, каждый раз открывая что-то новое, первое впечатление — самое сильное.
Меня тешит надежда, что когда-нибудь — очень сильно хотелось, чтобы при моей жизни, отечественные издатели издали на русском языке и оставшиеся 2 книги мастера. А, может быть, и его первый крупный роман «Tempest-Tost», написанный в далеком 1951 году.